Новости

Игорь Волгин в Музее-квартире Достоевского

28 февраля в Музее-квартире Ф. М. Достоевского Игорь Волгин представил дополненные издания своих книг «Последний год Достоевского» (5-е изд., испр. и доп. М.: АСТ «Редакция Елены Шубиной», 2017) и «Пропавший заговор. Достоевский: дорога на эшафот» (М.: «Академический проект», 2017). На встречу с известным телеведущим, достоевистом, историком литературы и поэтом, преодолев московские морозы, собрались десятки ценителей — читателей и зрителей — ¬ Игоря Леонидовича Волгина.

«В достоевистике наш сегодняшний гость давно и далеко не впервые выступает в стенах музея», ¬- рассказал открывший вечер заведующий Музеем-квартирой Ф. М. Достоевского Павел Евгеньевич Фокин, пояснив, что столкнулся с именем Игоря Леонидовича в мемуарах Галины Фридмановны Коган, руководившей музеем на Божедомке до 1979 года.

Книги, ставшие поводом для встречи, — дополненные и исправленные переиздания работ, совокупный тираж которых превысил 200 тысяч экземпляров. Такой читательский интерес к историко-биографической прозе Игоря Волгина объясняется и богатством архивных материалов, и увлекательной манерой повествования, когда достоверно представленный исторический и бытовой фон органично сочетается с точными психологическими характеристиками действующих лиц. Не литературоведение, а история духа — именно это, по словам Игоря Волгина, его занимает.

Представленные книги многосюжетны, описываемые в них действия пересекаются и подводят читателя к выводу, что личная и творческая судьба Достоевского соотносится с трагическими коллизиями российской истории. «Судьба писателя неотделима от его творчества. Биография Толстого, Лермонтова, Достоевского, Пушкина — это мы, это и о нас, потому что гений — предельная концентрация наших возможностей. Биографии русских классиков входят в большую историю России. Так Достоевский вместил себя весь диапазон наших душевных исканий: от эшафота до „Дневника писателя“. Эта эволюция во многом отражает наши духовные потребности и национальную судьбу», — объяснил автор. Особое внимание Игорь Леонидович уделил «роману романов», своему любимому произведению Достоевского, «Братьям Карамазовым», представив читателям своей книги интересную теорию, с которой соглашаются все больше литературоведов: «Во втором — ненаписанном — томе „Братьев Карамазовых“ у Достоевского была мысль сделать Алешу Карамазова цареубийцей. Это поразительно, что самый кроткий, незлобивый герой становится цареубийцей. Достоевский нашел и указал секрет русской революции. Потому что в революцию пошли не только „бесы“, которых он изобразил семью годами раньше, но и идеалисты».

Двухчасовая презентация-лекция прошла мгновенно, но даже после этого насыщенного разговора гости музея не сразу отпустили Игоря Волгина, уговорив его почитать немного своих стихов.

Юлия Глотова