Новости

Век кинематографа еще не завершен

17 октября 2017

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

11 октября в Доме-музее А. И. Герцена прошла творческая встреча с президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России и ведущим телепрограммы «Культ кино» на канале «Россия К» Кириллом Разлоговым.

Представляя его гостям, заведующая музеем Ирена Желвакова спросила: «Есть ли у кино будущее?» — «Будущего у такого производственного и одновременного авторского кино, как великий фильм Франсуа Трюффо „Американская ночь“ (фрагменты этой картины были показаны на вечере — ред), снятый в 1960-е годы, не будет. Но у голливудского и „фестивального“ кинематографа будущее, конечно, есть», — ответил лектор, приведя множество доказательств в пользу своей концепции.

Пропуская историю мирового кинематографа сквозь призму личного восприятия, Кирилл Эмильевич вспомнил и о своем детстве. «В 1960-м моего отца послали работать во Францию, и наша семья переехала вместе с ним. Это было временем „новой волны“, поэтому я бегал смотреть киношедевры Феллини, Антониони, Висконти и моего любимого Трюффо. О кинематографе тогда все говорили, его знали. Помню, как на набережной Круазет в Каннах смог познакомиться с Франсуа Тюффо и его любимыми актрисами. К сожалению, после развода родителей нам с мамой пришлось уехать обратно в Советский Союз, поэтому я не успел посмотреть все, что хотелось из французского кино», — рассказал Кирилл Разлогов.

По мнению крупнейшего историка кино, сегодня кинематограф стал по большей части индустрией развлечений, поэтому только Интернет способен соединить вместе любителей авторского кино и обычных зрителей, уставших от подростковых голливудских фильмов-катастроф или экранизации комиксов. «В моей юности была совершенна иная, нежели сегодня, система оценки фильмов. Если картину видел один Господь или очень небольшая группа синефилов-знатоков, значит, это настоящий шедевр и надо найти возможность его посмотреть. А сегодня успех фильма определяет касса», — с сожалением констатировал теоретик кинематографа и автор 17 книг о его истории. Впрочем, по его наблюдениям, в первую очередь именно благодаря сети успешно развиваются «короткий метр», документальное кино и авторская анимация. Да и кинотеатры, к счастью, пока еще не исчезли: они сегодня соединены с торговыми центрами и поэтому будут востребованы еще долгое время. Размышляя о ситуации в мировом киноискусстве и тесно связанной с ним киноиндустрии, Кирилл Разлогов не обошел вниманием и наиболее заметные медийные события последнего времени. Так, комментируя скандал вокруг сексуальных похождений продюсера многих известных картин Х. Вайнштейна, он заметил: «Практика романов между актрисами и крупными продюсерами широко распространена в Голливуде с давних пор. Почему же именно сегодня она привлекла такое обостренное общественное внимание? Я думаю, что это связано с разборками в борьбе за контроль над крупнейшей в мире продюсерской компанией, основанной самим Вайнштейном».

Естественно, что в разговоре о будущем не были обойдены и проблемы отечественного кинематографа. С одной стороны, он, по словам лектора, на подъеме. С другой, все еще проигрывает Голливуду сражение за «кассу», то есть за зрительский интерес. Это серьезный вызов, но Кирилл Разлогов, тем не менее, категорически не согласен с идеями квотирования киноиндустрии и введения разного рода запретительных мер на показ иностранных фильмов в нашей стране. Российское кино должно доказывать свою жизнеспособность не уходом от конкуренции, а собственными успехами. Вероятно, поэтому и вечер завершился показом нового фильма молодого российского режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» с участием Алексея Серебрякова, Евгения Ткачука и Андрея Смирнова.

Константин Чупринин