Новости

В Гослитмузее вспоминали Фазиля Искандера

23 марта 2017

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

«Писатель не для литературоведов, а для читателей»

16 марта в Доме-музее А. И. Герцена прошел вечер памяти писателя Фазиля Искандера (1929–2016). Первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Сидоров, который вел встречу, напомнил о том, что Ф. Искандер был тесно связан с музеем Герцена, много раз бывал в этих мемориальных стенах. Далеко не все, кстати, знают, что и сам Герцен часто подписывался псевдонимом Искандер — популярной в те времена заменой имени Александр. По мнению ведущего вечера, роман «Сандро из Чегема», прославивший Искандера, — настоящий «гомеровский» эпос, где «комедия и трагедия обнимают друг друга и празднично живут вместе». Творчество Фазиля, как подчеркнул Сидоров, представляет собой соединение глубокой народной и мировой культуры, и можно лишь сожалеть, что Фазиль Абдулович так и не получил Нобелевскую премию по литературе, на которую его много раз номинировали.

Ф. Искандер был не только выдающимся прозаиком, но и замечательным поэтом. Об этом напомнил документальный фильм Ирины Кузиной, в котором писатель читает свои стихи под музыку гениального пианиста Николая Петрова. Народный артист РФ Авангард Леонтьев познакомил слушателей с фрагментом из автобиографического рассказа Искандера «Начало», где писатель в уморительно смешной форме воссоздает время, когда он поступал в университет. О силе юмора писателя, о его возможности смехом победить страх, который до сих пор крепко сидит во многих наших согражданах говорила литературный критик Наталья Иванова, автор первой книги о творчестве Фазиля Искандера. «Проза Искандера будет вечно актуальной, потому что он писал сатиру не на сиюминутный момент, а на устройство всей нашей жизни», — заключила она.

Вдова писателя Антонина Искандер и его родственница Марина рассказывали о работе московского культурного центра имени Фазиля Абдуловича. А о литературном фестивале, названном именем Искандера и проходящем каждый год на его родине в Абхазии, говорила на вечере одна из его организаторов, создательница международного фонда «Стоянка человека» Фазина Агрба. Неразрывность поэзии и прозы в творчестве Искандера особо выделил профессор МГУ, поэт, телеведущий, вице-президент Международного общества Ф. М. Достоевского Игорь Волгин. По мнению И. Волгина, в прозе Искандер узнается по абзацу, как поэт по строчке.

Своими впечатлениями и размышлениями о прозе недавно ушедшего от нас классика поделился на вечере прозаик, литературный критик и тележурналист Александр Архангельский. «Фазиль Искандер — это писатель не для литературоведов, а для читателей. Нам, филологам, там мало „мяса“ для разбора и работы», — уверен он.
Народный артист России Рафаил Клейнер прочел два небольших стихотворения Искандера. Многие близкие друзья и соседи писателя по даче в Переделкине читали свои стихи и вспоминали забавные истории из жизни Фазиля Абдуловича. Выступала на вечере и писательница Алла Гербер, известная своей правозащитной деятельностью. Ученый-геофизик с мировым именем, один из основателей бардовского движения Александр Городницкий в этот раз был без гитары и прочел несколько стихотворений. Поэт и бард Вероника Долина в завершение вечера исполнила несколько своих песен.

Константин Чупринин


Первая книга стихов Фазиля Искандера «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957 году. В конце 1950-х годов он начал печататься в журнале «Юность». Известность пришла к писателю в 1966 году после публикации в августовском номере «Нового мира» повести «Созвездие Козлотура». Высокое признание получили главные книги Искандера: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Широко известны также повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и многие другие произведения. Сочинения Искандера подвергались жесткой советской цензуре, многие из них изначально печатались за рубежом.

Фото: © Тимур Голдман