Новости

«Всё полезное — горько». Встреча с Горький Медиа

5 сентября основатель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов совместно с экс-редактором «Афиши» Ниной Назаровой запустил сайт «Горький». Открытие нового медиа, посвященного исключительно чтению, стало событием в пору, когда в крупных изданиях сокращаются книжные рубрики, а в немногих оставшихся — ограничиваются небольшими рецензиями на новинки. Закономерно сайт развивался под пристальным и придирчивым взглядом литературного сообщества. Так, споры и вопросы вызвал уже выбор названия, которое, по мнению некоторых читателей, вызывает совершенно определенные тоталитарные ассоциации. Тем не менее, за короткий срок «Горький» успел привлечь в авторы именитых критиков, открыть новых талантливых книжных обозревателей, преобразить жанр книжной рецензии, а главное — сообщить читателям о десятках заслуженно забытых и напрасно незамеченных книг.

14 декабря «Горькому» исполнилось 100 дней. Редактор сайта Стас Наранович, Нина Назарова и Борис Куприянов отметили первую сотню на встрече с читателями в книжном магазине Гослитмузея «Остроухов» в Трубниках.

Пожалуй, первое, что бросается в глаза человеку даже не искушенному чтением книжных рецензий — в «Горьком» объектом анализа наравне с новинками становится классика. «У нас нет маркетинговых задач продать книгу, — объяснила Нина Назарова. — Нам надо, чтобы книги читались. Мы рекламируем чтение». Главный редактор сайта справедливо заметила, что для человека любая книга, которую он не читал — новая, и в самую последнюю очередь покупатель в книжном руководствуется тем, как давно книгу привезли из типографии. «Жанр рецензии вообще требует передумывания, — заметил Борис Куприянов. — Сейчас это либо рекламный плакат, либо личные переживания автора по поводу прочитанного». Отказавшись от традиционной схемы рецензии «пересказ прочитанного + одна идея», «Горький», по словам Нины Назаровой, стремится привнести в книжные обзоры социальный, человеческий компонент. Начался сайт с большого материала «Что и как читают уральские рабочие», для которого Дмитрий Безуглов целый месяц расспрашивал сотрудников крупных производств Уральского региона. Интерес к регионам и размер текстов, очевидно превышающий традиционные 1500 — 2000 знаков — также отличительные черты «Горького». То, что посетители сайта охотнее читают большие тексты, для самих создателей стало удивительным явлением, которое они до сих пор не могут объяснить. А вот ориентация на регионы была заложена ими изначально. Борис Куприянов с гордостью рассказал, что, судя по статистике, «Горький» активно читают в провинции: условный столичный регион (Москва, Московская область и Санкт-Петербург вместе) составляет только 40% читательской аудитории сайта. Популярность у региональных читателей создатели объясняют своим демократичным подходом к написанию текстов и подбору авторов. «Я ратую за философский хардкор, — пояснил Стас Наранович, — но написанный понятным русским языком». В редакции, состоящей всего из 8 человек, нет ни одного профессионального литературного критика. Благодаря чему, по мнению Инны Назаровой, у «Горького» больше свободы (нет необходимости выстраивать литературный процесс, гнуть четкую линию), а в самих текстах меньше снобизма. «Мы не хотим быть лектором, мы хотим быть собеседником», — рассказала главный редактор.

На встрече в «Остроухове» было много студентов-филологов, поэтому вопрос «как стать вашим автором» был ожидаемым. Ответ Нины Назаровой — «Присылайте интересные темы и становитесь «, — стал подтверждением декларируемой демократичности «Горького». По просьбе гостей Борис Куприянов чуть подробнее рассказал о «маленькой, но насыщенной команде», которая стоит за сайтом. Помимо участников вечера над «Горьким» работают еще пять человек, среди которых «корректор с ангельским терпением» и фоторедактор Елизавета Дедова. Нина Назарова рассказала, что для съемки каждой книги Елизавета придумывает историю, сюжет. «Интересно фото книги не как предмет, а как процесс», — пояснил Борис Куприянов. На вопрос о конкурентных изданиях, заданный в завершение вечера, издатель «Горького» ответил: «Нам незачем конкурировть. Если вдруг появится кто-то, кто будет писать о книгах лучше — мы будем только рады».

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Голдман