Новости

В Гослитмузее состоялась встреча с известным кинодокументалистом

24 октября 2016

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

Елена Якович: «Мои любимые герои – Бродский и Неизвестный»

20 октября в Доме-музее А.И. Герцена прошел творческий вечер Елены Якович «Судьба человека в XX веке». Рассказав о творческом пути этого талантливого режиссера документального кино, заведующая музеем Ирена Желвакова предоставила слово самой Елене, в качестве своей визитной карточки показавшей фрагменты из фильма «Прогулки с Бродским», съемки которого проходили в Венеции.

Вдохновившись философскими монологами прославленного нобелиата, зрители с удовольствием посмотрели и заранее обещанный документальный фильм Елены Якович и Алексея Шишова «Эрнст Неизвестный. Моя свобода – одиночество». Он был посвящен памяти выдающегося скульптора, который, по собственным словам, всегда лепил грубо – как десантник, как мясник, как демиург. В фильме Эрнст Неизвестный вспоминает всю свою жизнь: родителей, войну, историю о разгроме Хрущевым его выставки в Манеже, вынужденную эмиграцию из СССР сначала в Европу, а потом в США, где он прожил многие десятилетия в одном из престижных кварталов Нью-Йорка.

Об Э. Неизвестном и его творчестве говорят в фильме его друзья, среди которых поэт Евгений Евтушенко, и другие выдающиеся писатели, художники, деятели культуры. А сама Елена Якович рассказала, как впервые познакомилась со своим будущим героем. Получая в 1995 году вместе с Алексеем Шишовым, ныне уже покойным, телевизионную премию «ТЭФИ» за фильм о Бродском, она со статуэткой в руках шла где-то за кулисами и вдруг услышала тихий голос: «Поздравляю! Ну, и как вам мой Орфей?», – на что, не оборачиваясь, крикнула: «Ужас, какой тяжелый, и что за дурак его придумал»… В этот момент Елену кто-то схватил за руку и зашептал в ухо, что она, оказывается, разговаривала с самим Эрнстом Неизвестным, создателем скульптуры древнегреческого певца Орфея, разрывающего себе грудь и играющего на струнах собственной души.

Спустя много лет Елена приехала в США, где не только сняла биографический фильм о великом художнике, но и подружилась с ним. «Он уже был совсем плох, но все время хотел нарисовать портрет моей маленькой дочурки. Смотрел на нее, брал карандаш, но рука уже не слушалась, так что нам остались только воспоминания о чудесном времени, проведенном наедине с Мастером», – говорит Елена. После завершения фильма режиссера буквально засыпали вопросами о ее встречах с Бродским, Неизвестным и другими гениями, о планах на будущее (сейчас она заканчивает фильм об академике Вяч. Вс. Иванове), о том, что она делает с исходниками записанных видеоматериалов (из них у Елены получаются великолепные книги), и о многом-многом другом.

Константин Чупринин