Новости

Охапкинские чтения в Москве

В Музее-квартире Ф.М. Достоевского вспоминали поэта Олега Охапкина

Научную конференцию, посвященную одному автору, принято называть  «чтениями» в надежде на то, что автор когда-нибудь будет прочитан. В отношении петербургского поэта Олега Охапкина (1944-2008) совершенно неизвестного широкому читателю, «прочтение» имеет буквальный смысл, ибо печататься он стал только после своей смерти. На Охапкинских чтениях в музее-квартире Ф.М. Достоевского 3 октября вдова поэта Т.И. Ковалькова-Охапкина представила две книги из задуманного трехтомника — «Любовная лирика» и «Философская лирика» — последнюю по написанию поэтическую книгу «Лампада», а также альманах по итогам первых чтений 2014 года в усадьбе Г.Р. Державина в Петербурге (Олег Охапкин является первым лауреатом Державинской премии, 1995г.).

Все эти книги изданы за восемь лет после ухода поэта благодаря НП «Русская культура» (главный редактор Д.А. Ивашинцов).

В 70-е годы Олег Охапкин работал в петербургском музее Достоевского и сохранил дружеские связи с его сотрудниками до конца жизни, поэтому Охапкинские чтения в московском музее оказались не случайными.

На чтениях звучали стихи, написанные сорок лет назад, но понимание их и должная оценка стала возможной только теперь, когда жизнь вокруг качественно изменилась. О том, что творчество Олега Охапкина обращено в будущее, говорил священник Владимир Михайлович Соколов, (ныне постоянный ведущий радио «Радонеж», автор многих книг, в том числе и по теории культуры). Он отметил, что Олег Охапкин являл «образ иного человека», «он был инок даже в общении», «его поэзия — это гимн бытию».

Об Охапкине как вестнике Бронзового века русской культуры наряду с Даниилом Андреевым (и, можно добавить, Николаем Заболоцким) говорил Игорь Дмитриевич Потапов (СПб) – генеральный директор Фонда метаисторических и религиозно-философских исследований «Родон». Размышляя о трагической судьбе Олега Охапкина, он отметил: «В бронзовом веке русской культуры часто бывает так, что неугасимое в душе вестника чувство своей религиозно-этической миссии вступает в конфликт с реальными возможностями его эпохи».

Мы родились затем в года советчины,
Чтоб разглядеть России скорбный путь.
Иеремии, плачем. Слёзы отчины
Поэзии удавленная суть.

                 «Другу стихотворцу», 1970

Поэт Слава Лён, президент Академии русского стиха, в последнее время неоднократно утверждал, что термин «бронзовый век» был предложен Олегом Охапкиным (а не поэтами-квалитистами, как он трактовал это раньше), ссылаясь на его небольшую поэму «Бронзовый век». Если судить по поэме, то бронзовый век – это не столько временной период (1953 – 1989, по Лёну), сколько концептуально новый период в русской литературе. А это значит, что сторонники концепта могут появиться и вне исторически завершённого периода.

В свободной дискуссии Круглого стола были затронуты вопросы, связанные с религиозно-философским семинаром А.Огородника – В.Пореша (1974 – 1980), в котором Олег Охапкин принимал активное участие в качестве литературного редактора журнала «Община». Главное чаяние семинара – создание в России религиозных православных общин – осуществилось. Многое приходы сегодня являют собой пример братской любви и взаимопомощи. И все же один вопрос приобрёл особую остроту именно в наши дни. Это вопрос о христианской свободе, понимаемой не как свобода выбора. Олег Охапкин его разрешил в профетическом ключе, следуя своему призванию. В дискуссии приняли участие: сам Александр Огородников, поэт и переводчик Сергей Дурасов, лингвист Мелвар Мелкумян, Татьяна Ковалькова и другие.

Татьяна Ковалькова передала в дар Государственному литературному музею машинописный самиздатовский сборник стихов О.Охапкина с авторскими правками, сборник, выпущенный в Нью-Йорке (с иллюстрациями М. Шемякина), и автографы нескольких стихотворений, в том числе поэмы «Бронзовый век».

По итогам чтений 2017 года будет выпущен второй номер альманаха «Охапкинские чтения». На это периодическое издание осуществляется подписка по адресу: info@russkymir.org.

Т.И. Ковалькова