В связи с введенными мерами безопасности 16 ноября 2020 года работа экспозиции «Чеховская Москва» перешла в онлайн-режим: приглашаем всех желающих познакомиться с наиболее интересными экспонатами выставки, а также вместе с нами поразмышлять о роли Чехова в современной литературе.
Помимо фотографий столицы конца XIX — начала ХХ веков, в экспозиции «Чеховская Москва» представлены мемориальные вещи Чеховых, оригинальные произведения живописи и графики, украшавшие интерьеры чеховских квартир, книги и журналы из библиотеки писателя. О замысле проекта, его значении для ГМИРЛИ имени В. И. Даля, а также о самых интересных экспонатах рассказывает куратор экспозиции, заместитель директора ГМИРЛИ по научной работе Эрнест Орлов в рубрике «Куратор. Коротко».
Слушатели онлайн-лекции окажутся в залах двух выставок, посвященных жизни и творчеству Чехова: «Чеховская Москва» и «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья». Лекция посвящена истории создания большинства чеховских пьес и их первых постановок в Москве и Петербурге, новаторству чеховской драматургии и ее театральному осмыслению. Читает Виктор Зайцев, ведущий научный сотрудник отдела ГМИРЛИ «Дом-музей А. П. Чехова».
О Чехове и о современной литературе говорим с писателем, лауреатом премии «Большая книга» (2017) Шамилем Идиатуллиным в рамках проекта «Homo scribens» («Человек пишущий»). Как сегодня создаются рассказы, повести и драмы? Становятся ли жизненные впечатления литературным материалом? Каково значение творчества Чехова в литературе и как оно ощущается сегодня?
Актер, режиссер и педагог, лауреат международных вокальных и чтецких конкурсов Денис Сорокотягин исполняет рассказ А. П. Чехова «Тапер» в пространстве выставки «Чеховская Москва».
Перформанс «Чехов. Деперсонализация»
В основе аудиовизуального перформанса — рассказ А. П. Чехова «Пари» и процесс постепенного отстранения героя от «реальности» в искусственно созданных условиях. Части перформанса затрагивают каждую из проблем, вербализованных Чеховым: как человек реагирует на полное разрушение социальных связей, что есть история искусства человечества и как происходит процесс осознанного отречения от заранее заданных условий?
Идея/монтаж/звук — Дмитрий Ефремов
Перформер — Марина Краснова
Оператор — Никита Гальцов
Глава «Заключение»
Глава «Отречение»
Лекция посвящена структуре, трансформациям и сюжетным стратегиям чеховского мифа, сложившегося в XX–XXI веке. Слушатели узнают, какие элементы внешнего образа писателя, цитаты, биографические подробности остались в сознании носителей культуры, а также какими смыслами наполняются и для чего используются нами сегодня. Материал для наблюдений, выводов и вопросов лектор искал в любительской поэзии, социальных сетях, сочинениях ЕГЭ. Лектор — Александр Бондарев, к. ф. н., куратор специальных проектов Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева.