Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Интерактивы
  4.  интерактивные занятия для школьников

Занятия для школьников средних и старших классов

5-8 классы



    Дом-музей А.П. Чехова
    Телефон: 8 495 691-38-37

  • «Мальчики»
    Цикл рассказов о детях занимает особое место в творчестве А.П. Чехова. В основе этого занятия – рассказ «Мальчики», в котором маленькие герои мечтают совершить увлекательное и опасное путешествие в Америку. Вслед за ними участники занятия по старой карте конца XIX века проложат свой путь на далекий континент. Ребята обратят особое внимание на психологические особенности характеров героев, познакомятся с первоначальным вариантом рассказа и выберут, какой вариант они считают наиболее интересным. В конце занятия мы поговорим о том, о каких путешествиях грезят ребята.
  • «Толстый и тонкий»
    Занятие построено в форме диалога с аудиторией. В процессе «медленного чтения» рассказа ребята узнают о Петровской табели о рангах, о том, что такое тайный советник, коллежский асессор и столоначальник, какие привилегии давал орден Святого Станислава. Школьникам также будет интересно вспомнить, с какими древнегреческими персонажами, и почему именно с ними Чехов сравнил действующих лиц своего рассказа, который построен по принципу антитезы.
  • Лекция «Творчество А.П. Чехова 1890-х гг. “Ионыч”»
    «Несравненный художник, художник жизни», Чехов описывал жизнь такой, как она есть. Внимательно относясь к «больным» проблемам своего времени, в своих произведениях писатель отражал эти проблемы не с узко социальной точки зрения, а с общечеловеческой, гуманной позиции. При этом наибольшее авторское внимание уделялось миропониманию героя и его способности противостоять жизненным невзгодам и обывательским стереотипам среды. Именно с такой точки зрения представлен герой (точнее, антигерой) рассказа «Ионыч».
  • Лекция «Новаторство Чехова-драматурга»
    В ходе лекции рассматриваются первые постановки чеховских пьес «Иванов» и «Леший», написанных в доме на Садовой-Кудринской. Особое внимание уделяется премьере пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра и её «странному неуспеху», а также постановкам четырёх главных чеховских пьес в Московском Художественном театре. И, конечно, в центре внимания оказываются композиционные и содержательные принципы построения пьес А.П. Чехова, не понятые вначале современниками, а ныне названные новаторскими.


  • Музей-квартира А.Н. Толстого
    Телефон: 8 495 690-09-56

  • «Детство Петра». Традиции воспитания царских детей в 17 веке. По роману А.Н. Толстого «Пётр I»
    Тема воспитания ребенка раскрывается в сравнении с воспитанием детей сегодня. В занятие включены аспекты: рождение и имянаречение младенца, выбор комнаты и воспитателя, традиции именинных застолий, роль родителей и учителей, игры и игрушки. Через предметный ряд экспонатов музея, отрывки из романа А.Н. Толстого, театрализованные и костюмированные формы происходит погружение детей в историческую обстановку от XVII до XXI веков.
  • «Дело о деревянных человечках или Слово как улика»
    Является ли сказка о золотом ключике самостоятельным произведением или это плагиат сказки К. Коллоди «Приключения Пиноккио»? Программа проходит в виде судебного разбирательства и проведения экспертизы для доказательства подлинности произведения А.Н. Толстого.
  • «Музейная витрина – шкатулка, башмак, корзина…»
    Цикл интерактивных занятий, посвященный предметному миру музея. Темы некоторых занятий:
    • «Китайские хитрости и первобытные случайности» (Фарфор и стекло. Путь к славе);
    • «Фантик в витрине» (Музейный экспонат: прошлое и настоящее);
    • «Для чего слу;ит геридон?» (Красота и польза. Назначение вещи в интерьере);
    • «В синей-синей комнате…» (Символ и цвет. Тайная история предметов);
    • «Посиделки на жабе». (Мебель: стиль и мода);
    • «Живая фигура, замри!» («Читаем» картину. Жанры и сюжеты).



    Музей-квартира Ф.М. Достоевского
    Телефон 8 916 338-91-70

  • Программа «Литературные времена года»
    На занятиях мы встретим осень, зиму и весну в литературе и фольклоре: познакомимся с произведениями, в которых отражаются времена года. Наши занятия – полезное дополнение к школьному курсу литературы, они способствуют расширению и углублению школьных знаний, знакомят с современными детскими авторами. Продолжительность – 50 мин., стоимость – 250 руб.


  • Дом И.С. Остроухова в Трубниках
    Подробная информация и запись на занятие по телефону 8 (495) 695-46-18 или по электронной почте

  • Загадки и премудрости русского языка
    Интерактивное занятие для всех, кто хорошо знает, любит и чувствует свой родной язык, а также тех, кто только начинает знакомиться с богатством и особенностями русской речи. Мы узнаем, как сделать наш язык более ярким и образным: вспомним пословицы и поговорки, «крылатые слова» и идиомы. А затем приступим к работе над ошибками, но искать эти ошибки будем не в ученических тетрадях, а у признанных мастеров русского языка. Занятие завершиться турниром «языколюбов», победители которого будут отмечены призами.
    Стоимость программы для группы: 5500 рублей. Количество человек в группе: до 25. Продолжительность: 90 мин.
    Возможно проведение программ по субботам в 12.00 для сборных и семейных групп по предварительной записи.


  • Музей Серебряного века
    Телефон: 8 495 680-86-83

  • Художники Серебряного века»
    Во время занятия школьники узнают о жизни и творчестве В.Э. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина, В. Серова, К. Коровина, Б. Кустодиева, рассматривая произведения этих художников и отвечая на вопросы сотрудника. В конце занятия с ребятами проводится игра-викторина, в котором закрепятся полученные знания.
  • Поэты Серебряного века»
    В первой части занятия сотрудники музея проводят краткую обзорную экскурсию по экспозиции, рассказывая о поэтах конца XIX – начала XX века, портреты, рукописи, письма которых представлены в музее. В форме диалога со школьниками актуализируются знания по теме данного занятия, приобретенные ребятами самостоятельно, и закрепляются в заключительной игре с предложенными рифмами: школьники разделяются на команды «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «реалистов», каждая из которых сочиняет стихи на данные рифмы.
  • «Книжные и журнальные обложки Серебряного века»
    На занятии во время осмотра экспозиции школьники узнают, на какой бумаге в конце XIX – начале XX века печатали книги и журналы, какие материалы, рисунки и символы предпочитали символисты, акмеисты и футуристы видеть в своих печатных изданиях. Ребята познакомятся с развитием полиграфии этого времени.
  • «LITCAFE»
    Эпоха Серебряного века – удивительное время. «Здесь пытались претворить искусство в действительность, а действительность в искусство», вспоминал поэт Ходасевич. Заглянув в Музей Серебряного века, вы сможете почувствовать дух эпохи, ее загадочность и волшебство, познакомиться с историей дома и его знаменитым жильцом, поэтом Валерием Брюсовым. Вы узнаете о главных литературных направлениях Серебряного века; почувствуете себя художниками, музыкантами, а самые смелые рискнут помериться поэтическими силами с известными поэтами той эпохи.
  • «А. С. Пушкин и Серебряный век русской литературы»
    Лекция посвящена восприятию, изучению и образу А. С. Пушкина в целом в Серебряном веке, а также темам и мотивам, берущим начало в «Золотом» веке русской литературы и продолжившим свое развитие в творчестве поэтов и писателей «Серебряного» века.
  • «Жизнь и творчество В. Я. Брюсова»
    В рассказе сотрудниками музея будут обозначены этапы эволюции В. Я. Брюсова: от первых стихотворных опытов начала 90-х до поздних экспериментальных стихов начала 20-х и последнего сборника «Mea». Брюсов-урбанист, коренной москвич, посвятил городу множество стихов. Лекция главным образом посвящена жизни и творчеству В. Я. Брюсова, зрелого периода 1910–1924 гг., т. е. времени проживания в доме купца И. К. Баева на ул. Первой Мещанской, где сейчас находится восстановленный мемориальный кабинет поэта.
  • «Русский символизм»
    В лекции рассматриваются разные периоды развития символизма в России от 90-х гг. XIX до 10-х гг. XX века. Объясняются понятия «символизм» и «декадентство», говорится об общем влиянии декаданса на западную и русскую культуру. Повествуется о жизни и творчестве наиболее ярких представителей «старших» и «младших» символистов: Д. Мережковском, З. Гиппиус, В. Иванове, А. Блоке, А. Белом, среди которых В. Брюсов занимал особое место.
  • Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама»
    Петербуржец О. Э. Мандельштам многие годы не был включен в школьную и вузовскую программы, однако поэт, которого А. А. Ахматова называла «нашим первым», в наше время получает заслуженное внимание исследователей. Акмеист, покаявшийся перед собратьями по «Цеху поэтов» в пристрастии к символистскому мировидению, оригинальный поэт, жертва эпохи террора, гражданин — об этом пойдет речь в лекции.
  • «А. А. Ахматова и акмеизм»
    А. А. Ахматова, прожившая долгую творческую жизнь, в эпоху Серебряного века была одной из шести названных ею в интерьвью акмеистов. Речь пойдет о творческих и личных взаимоотношениях с Н. Гумилевым, О. Мандельштамом, В. Нарбутом, М. Зенкевичем и С. Городецким.
  • «Александр Блок и русский символизм»
    А. А. Блок всегда воспринимался исследователями и читателями как одна из центральных фигур Серебряного века. «Преодолевший символизм», «младший символист», как его называли в разные годы литературоведы, один из немногих поэтов, которых справедливо считали «рыцарем» — в лекции будут представлены многочисленные грани творческой натуры поэта.
  • «Творчество И. А. Бунина и писатели реалистического направления»
    И. А. Бунин известен как продолжатель толстовской школы русской литературы, первым их русских писателей получивший Нобелевскую премию (1933). Однако и его, чуждого мистицизму, коснулось влияние времени, насыщенного интересом к «запредельному» и потустороннему. Во время лекции ребята услышат запись голоса Бунина (из фондов звукозаписи ГЛМ) и сделают литературоведческий анализ одного из услышанных стихотворений. В лекции будут представлены основные этапы творческой биографии Бунина от первых рассказов и переводов, позже — жестких дневниковых записей в годы революции до сборника «Темные аллеи» и воспоминаний о современниках.


  • Дом-музей Б.Л. Пастернака
    Телефон: 8 495 934-51-75

  • Пастернаковский пленэр «Времена года»
    Взрослые и дети от 9 лет приглашаются на художественные занятия. За несколько часов, проведенных в Переделкино на даче Пастернака, вы под руководством профессионального художника-педагога напишете картину! Это может быть пейзаж, архитектура дома, его интерьер, портрет поэта, его поэзия… Да все что угодно. В перерывах между художественными сеансами может быть и чтение стихов, и экскурсия по дому. Никаких особых требований к рисующим нет. Проходит мастер-класс по воскресным дням с 11 до 15 часов, когда позволяет погода — на участке, в остальное время — на веранде. Приехавшие с детьми взрослые, если сами они не собираются рисовать, могут заказать экскурсию или погулять по Переделкину, навестить другие музеи. В конце года проходит выставка всех работ, написанных на наших пленэрах.
  • 9-11 классы



    Дом-музей Б.Л. Пастернака
    Телефон: 8 495 934-51-75

  • Экскурсия-урок в доме-музее Б.Л. Пастернака
    Для школьников старших классов или студентов-первокурсников можно заказать экскурсию-урок. Первая часть - краткая обзорная экскурсия по дому-музею Бориса Пастернака, рассказывающая об истории этого дачного дома (как он появился, что значил в жизни поэта, кто здесь бывал, что происходило). Рисунки отца, Леонида Пастернака, развешенные по стенам дома самим хозяином, позволяют рассказать и о более ранних периодах жизни Бориса Пастернака. Вторая часть - разговор о романе «Доктор Живаго» (история создания и публикации, основные мотивы романа). Экскурсию-урок необходимо согласовывать заранее, чтобы у работников музея и учителя было время подготовиться к ней, в таком случае разговор получается живой и заинтересованный.
  • Интерактивная экскурсия на иностранном языке в доме-музее Б.Л.Пастернака
    Проект может быть интересен людям, изучающим и/или преподающим английский или немецкий язык. Не секрет, что в изучении иностранного языка большую роль играет языковая практика. И наиболее эффективна она именно тогда, когда учащиеся имеют возможность прожить кусочек подлинной жизни, пользуясь иностранным языком. Когда они могут спрашивать и говорить о том, что интересно им лично. Мы предлагаем вам возможность такой языковой практики в нашем доме-музее. Продолжительность – 2 академических часа. Первые 45 минут – экскурсия на английском/немецком языке с возможностью задавать вопросы. Вторые 45 минут – свободный разговор на английском/немецком языке о доме, биографии Бориса Пастернака, его творчестве. Такую экскурсию необходимо согласовать заранее. Оптимальная численность группы – 12-15 человек.


  • Музей-квартира А.Н. Толстого
    Телефон: 8 495 690-09-56

  • «Дело о деревянных человечках или Слово как улика»
    Является ли сказка о золотом ключике самостоятельным произведением или это плагиат сказки К.Коллоди «Приключения Пиноккио»? Программа проходит в виде судебного разбирательства и проведения экспертизы для доказательства подлинности произведения А.Н. Толстого.


  • Музей Серебряного века
    Телефон: 8 495 680-86-83

  • Поэты Серебряного века»
    В первой части занятия сотрудники музея проводят краткую обзорную экскурсию по экспозиции, рассказывая о поэтах конца XIX – начала XX века, портреты, рукописи, письма которых представлены в музее. В форме диалога со школьниками актуализируются знания по теме данного занятия, приобретенные ребятами самостоятельно, и закрепляются в заключительной игре с предложенными рифмами: школьники разделяются на команды «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «реалистов», каждая из которых сочиняет стихи на данные рифмы.
  • «Книжные и журнальные обложки Серебряного века»
    На занятии во время осмотра экспозиции школьники узнают, на какой бумаге в конце XIX – начале XX века печатали книги и журналы, какие материалы, рисунки и символы предпочитали символисты, акмеисты и футуристы видеть в своих печатных изданиях. Ребята познакомятся с развитием полиграфии этого времени.

В начало