Выставка «Сергей Левицкий»
«Сергей Левицкий (1819–1898). Историческая светопись фотографа-реформатора :
от Герцена, Гоголя, Л. Толстого до венценосных особ»
21 января — 23 марта 2021
Знаменитый фотограф Сергей Львович Левицкий изучал дело всей своей жизни с самых истоков, когда еще не было такого слова; с распространения дагеротипии до коллодионных процессов. Экспериментировал с конструкцией камеры, способами съемки и обработки пластин. Благодаря его мастерству и художественному вкусу, ателье Левицкого и в Петербурге, и в Париже пользовались небывалой популярностью. Желающие сфотографироваться записывались в очередь за много дней вперед, и хозяину студии даже приходилось снимать вывеску, чтобы не «светить» заведение для случайных прохожих с улицы. Ему позировали представители самых разных кругов, выдающиеся люди своего времени, от литераторов до императоров. Музей особенно дорожит серией фотопортретов
По окончании университетского курса Левицкий служил в Петербурге, в канцелярии Министерства внутренних дел, но все свободное время посвящал любимым занятиям: гальванизму, гальванопластике и в особенности — дагеротипии. Для обозначения процесса получения отпечатков на бумаге Левицкий предложил термин «светопись». «Я тогда на беду жил и почти ежедневно виделся с литераторами, в том числе Белинским, Панаевым, Краевским, Языковым, гр. Соллогубом. Искренно жалею, что не могу передать всех острот, которые лились на это несчастное, хотя и удачное название „светопись“», — признавался фотограф. А ведь он занимался именно что светописью, искал способы использовать электрическое освещение наряду с естественным. «В соединении двух светов,- писал Левицкий, — мы найдем критериум художественного освещения, решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании».
В 1843 году Левицкого назначают в комиссию по исследованию кавказских минеральных вод. «Большая часть членов [комиссии] не знала русского языка и потому выбор пал на меня, как на понимавшего и говорившего
Уйдя вскоре со службы, отставной чиновник через Вену и Рим направляется в Париж, слушать курс физики и химии в Сорбонне. И по дороге пользуется любой возможностью для пополнения профессионального багажа, встречаясь с производителями объективов и изучая преимущества различных химических процессов.
В Риме Левицкий делает прославившее его групповое фото русских художников и скульпторов, среди которых оказался и
В конце
Как отмечалось в многочисленных хвалебных статьях о Левицком (многие из которых публиковались и при жизни фотографа), Левицкий славился, прежде всего, качеством снимков. Он первым использовал техническую ретушь негатива, устраняющую мелкие дефекты фотоматериалов, хотя и был против ретуши «
Во второй половине
На выставке использованы подлинные материалы фондов Государственного музея истории российской литературы имени
Кураторы: Светлана Головко, Екатерина Ченчиковская
Посещение выставки по входным билетам в музей.
Стоимость входного билета:
- 200 руб. — полный
- 150 руб. — льготный (студенты, пенсионеры)
- бесплатно — дети до 16 лет
При входе на территорию музея просим использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки), а также соблюдать социальную дистанцию.
пер. Сивцев Вражек, 27