Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Новости
  2.  Подробнее о музейных событиях
  3.  В Доме Остроухова открылась выставка к 125-летию Маяковского

В Доме Остроухова открылась выставка к 125-летию Маяковского

24 июля 2018 года в Доме И.С. Остроухова в Трубниках состоялось открытие юбилейной выставки, посвященной 125-летию со дня рождения В.В. Маяковского, «Владимир Маяковский. Там и у нас». Торжественный вечер вел директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Петрович Бак, в церемонии приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигер фон Фрич, начальник отдела музеев Департамента музеев Минкультуры России Дмитрий Михайлович Шелепин, директор Государственного музея В.В. Маяковского Алексей Викторович Лобов, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН Вера Николаевна Терехина, а также кураторы выставки — зав. отделом ГМИРЛИ «Музей истории литературы XX века» Лариса Константиновна Алексеева и зав. экспозиционно-выставочным отделом Марина Михайловна Краснова.

Д.П. Бак приветствовал всех гостей вечера, он напомнил, что выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас» продолжает цикл проектов, посвященных 125-летним юбилеям русских поэтов: в прошлые годы проводились выставки, посвященные А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернаку, О.Э. Мандельштаму, К.Г. Паустовскому и М.И. Цветаевой. Сюжет нынешней выставки — путешествия Маяковского, пришедшиеся на 1920-е годы. Именно тогда формировался образ нового российского — советского — государства, и поэт, выезжая за рубеж, безусловно, внес свой вклад в этот процесс. Он общался с русскими эмигрантами, выступая как представитель новой молодой советской культуры. Но помимо этой представительской роли Маяковский просто оставался собой. Так путешествие поэта стало важнейшим событием и для Маяковского, и для русской литературы, и для европейской культурной жизни.

Первый зал открывающейся экспозиции посвящен поездке Маяковского в Берлин, в котором поэт был девять раз. В программе мероприятий выставки — день, посвященной Германии и немецкой культуре 1920-х годов (пройдет 29 сентября). Поэтому нам особенно дорого участие в вернисаже Чрезвычайного и Полномочного Посла ФРГ в России Рюдигера фон Фрича. С Посольством и другими институциями культуры Германии ГМИРЛИ связывают давние отношения, совсем недавно завершился масштабный выставочный проект «Рильке и Россия». Господин Рюдигер фон Фрич произнес несколько слов об участии Маяковского в культурной жизни Германии. В Берлине двадцатых годов поэт производил огромное впечатление своей харизмой, представляя новую, юную революционную Россию и авангард в городе, ставшем одним из центров духовной жизни русской эмиграции. Наследие Маяковского сохраняет значение и сейчас, особенно в восточной части Германии.

Руководитель отдела музеев Министерства культуры Российской Федерации Д.М. Шелепин поздравил всех с началом работы выставки, он подчеркнул, что Маяковский — неоднозначная, но при этом очень цельная фигура, поэт при всех метаниях сохранял внутреннюю цельность в поэзии и в отношениях с людьми. Поездки Маяковского за рубеж — интересный пласт, не до конца раскрытый, а его путевые заметки и сейчас удивляют читателей точностью деталей и меткими наблюдениями.

А.В. Лобов, директор Государственного музея В.В. Маяковского, очертил контекст юбилейных мероприятий: в Москве сейчас проходит пять выставок, посвященных Маяковскому, специальные программы проводят театр МОСТ и Театр Луны, ряд проектов еще готовится. Каждая институция при этом представляет исследовательский проект, а не просто традиционные биографические выставки. Несколько дней назад вышел каталог, объединивший все фото Маяковского из собрания Государственного музея В.В. Маяковского и все художественные изображения поэта — как до 1930 г., так и посмертные.

В.Н. Терехина, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, крупнейший специалист, много лет занимающаяся наследием Маяковского, рассказала о работе над новым академическим собранием сочинений поэта в двадцати томах, из которых четыре уже вышли. По ее словам, у Маяковского есть несколько циклов стихов о заграничных поездках, он объединил совершенно разъятые эпохи, несовместимые явления, людей, противостоящих друг другу. В 1923 году, когда в Берлине был напечатан сборник Маяковского, Адамович писал о «Левом марше», что он политически ужасен, но художественно прекрасен. Маяковский оживает заново для каждого следующего поколения — и с новой выставкой «весомо, грубо, зримо» вступает в сегодняшний день.

Кураторы выставки рассказали, что основной ее посыл – безусловная современность Маяковского и звучания его произведений. Марина Цветаева писала про поэта, что он «ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать». За сотню лет выставок было немало — удачных и неудачных, идеологических, зашоренных, интересных, проблемных. Выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас» возвращает Маяковского в современное публичное пространство, показывает мир его глазами.

После выступлений и приветственных слов проект «Тогда» и Илья Старков презентовали фильм по сценарию-эскизу Алексея Крученых «Рождение и смерть Лефа» 1928 года под живой аккомпанемент Сергея Летова. Собравшиеся заворожено слушали саксофонное исполнение и наблюдали сменяющиеся слайды «фильмы» — ироничные, емкие, футуристические и такие актуальные.

Маргарита Голубева

Фото: © Тимур Гольдман, Дмитрий Чиганчиков


СМИ о выставке:

Выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас» начинает свою работу в столице (телеканал «Россия — Культура»)

В Москве открывается выставка о Маяковском в стиле  Instagram (ТАСС)

Выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас» открылась в Москве (РИАМО)

Возврат к списку