Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  Подробнее о музейных событиях
  4.  Открылась выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания»

Открылась выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания»

31 октября в Доме И. С. Остроухова состоялось торжественное открытие выставки «Русский сентиментализм: знаки препинания», посвященной самому эмоциональному направлению в литературе.

Куратор выставки, заведующая отделом ГМИРЛИ «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» Марина Михайловна Краснова призналась, что ей как создателю выставки «было важно показать, что эпоха сентиментализма дала инструменты, с помощью которых мы можем выражать наши чувства»: «Мы используем слова „влюбленность“ и „трогательность“, не задумываясь, что появились они не так давно, — как раз благодаря Николаю Карамзину. А для человека XVIII века выражения, позволяющие говорить о чувствах, — открытие». Современному читателю, умеющему рассказать о своих чувствах уже даже без слов — с помощью смайлов и гифок, сентиментальный роман кажется чрезмерным, наивным и даже смешным. «Хочется улыбаться, но улыбка — это неправильная вещь. Она ведет к такому снисходительному отношению к XVIII веку, к этой атмосфере и эмоциям. А все это было совершенно серьезно», ¬- заметил директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак. О том, что «сентиментализм — мало оцененная, но очень важная точка», рассказал научный консультант выставки, директор Московского музея-усадьбы Останкино Геннадий Викторович Вдовин: «Мы все дети сентиментализма. До того казалось, что все дано в слове, что все можно назвать, а то, что назвать нельзя — это тайна божья. А в конце XVIII века люди столкнулись с ситуацией: есть „человеки“ и в человеческих отношениях то, что сказать нельзя. И для этого придумывается другая культура, другие сценарии, другая стилистика, другая грамматика и пунктуация, что авторы выставки очень точно подметили».

На выставке представлены редкие книги, живописные и графические работы, предметы мебели и интерьера XVIII–XIX веков не только из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, но также из собраний Московского музея-усадьбы Останкино, Государственного музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас», Государственного музея А. С. Пушкина, Государственного музея Л. Н. Толстого, Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ им. Ф. И. Тютчева», галереи «Три века» и частных коллекций. Информационный партнер выставки — Гильдия словесников.

В вернисаже приняли участие директор Государственного музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас» Юрий Алексеевич Евтюхин, директор Государственного музея Л. Н. Толстого Сергей Александрович Архангелов, заместитель председателя Гильдии словесников и руководитель Департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ Елена Наумовна Пенская.

«Сентименталисты — первооткрыватели, показавшие читателям частную интимную жизнь, самые сокровенные чувства», — заметила Елена Наумовна Пенская, выразив уверенность, что выставка подарит многим школьникам и студентам «радость удивления».

В том, что выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания» готова удивлять, могли убедиться участники вернисажа: в залах их ждали «бедные Лизы» (музыканты Анна Сорокина, Лена Елисеева, и Ксения Алистратова). Отказавшись от традиционного формата кураторских экскурсий, организаторы предложили гостям самостоятельно познакомиться с экспозицией в сопровождении акустического перформанса. Впрочем, первая кураторская экскурсия состоится уже совсем скоро, а с полной программой мероприятий (среди которых и лекции, и новогодние вечера, и специальные программы для школьников) можно ознакомиться здесь

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку