Лекция Юрия Орлицкого о творчестве Генриха Сапгира
21 июля 2019 г.
26 июня 2019 года в рамках программы к выставке
Сапгир — один из важнейших поэтов второй половины XX века наряду с Иосифом Бродским, Всеволодом Некрасовым, Игорем Холиным. Он мыслил не отдельными стихотворениями, а книгами: когда возникала мысль, он садился и за несколько дней создавал поэтическую книгу, а потом в течение года мог заниматься только стихами для детей. «Для каждой своей новой книги он создавал новый художественный язык. Особенности его поэтики можно увидеть в любой из них», — отметил Орлицкий. В советскую эпоху «взрослые» стихи Сапгира существовали вне пространства подцензурной литературы, он читал их только небольшому кругу проверенных друзей, в том числе
По словам Орлицкого, Генрих Сапгир совершил революцию в стихосложении. Вот одно из самых известных его стихотворений «Голоса»: «Вот там убили человека / Вот там убили человека / Вот там убили человека / Внизу — убили человека». Оно строится на словесных повторах и музыкальности. Его надо читать вслух или даже исполнять под музыку: мы как бы слышим голоса прохожих, увидевших убитого человека. Стихи советских поэтов, работавших в официальном поле, написаны совсем в другой манере. Стихи Сапгира изобилуют словотворческими экспериментами («Путители приехали в Колдоб», «Лысяк, грустняк и белоклочковатый» из книги «Терцихи Генриха Буфарева»). В других стихах он «недоговаривал». Если читатель вставит пропущенные части слов, то увидит пример любовной лирики: «сон моей ду / дети в саду / теяли игр / вочку настиг / леблемый свет / шуном налет/ прыг и повал / взгля — наповал» (из книги «Дети в саду»). Многие стихи Сапгира состоят из одного или двух слов, звуков, набора символов, а то и вовсе только из многоточия и авторского прозаического комментария. Несколько стихотворных циклов Сапгира — стилизации: подражание сонетам Шекспира и Петрарки, «этюды в манере Огарева и Полонского».
Сложно складывается и судьба изданий Генриха Сапгира. Детские стихи
Константин Чупринин
Фото: © Иван Бевз