Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Новости
  2.  На площадках ГЛМ
  3.  «Достоевские линии» Чуковского. Доклад Павла Крючкова

«Достоевские линии» Чуковского. Доклад Павла Крючкова

17 апреля в Музее-квартире Ф. М. Достоевского прозвучал доклад «Великан и подросток. „Достоевские линии“ Корнея Чуковского». Рассказ ведущего научного сотрудника Дома-музея К. И. Чуковского, заместителя главного редактора журнала «Новый мир» и звукоархивиста Павла Крючкова был посвящен истории творческого восприятия Чуковским наследия Достоевского. Встреча прошла в рамках цикла «Музей в гостях у музея».

Большинство дневников, писем и критических статей Корнея Ивановича Чуковского доступны в электронном виде, и запрос «достоев» выдает десятки совпадений. На протяжении всей жизни роман «Бесы» волнует Корнея Ивановича, он перечитывает и спорит о нем и, кажется, даже обдумывает критическую работу, которая, по-видимому, так и осталась ненаписанной. «Тема „Достоевский и Чуковский“ существует. Она существует и поверх текста», — заметил Павел Крючков. — «Сам себя Корней Иванович воспринимает как бесконечно блуждающего персонажа „Подростка“». О своем отце напишет Лидия Чуковская: «Ожог, полученный им в детстве, ныл, не заживая никогда. О силе ожога свидетельствует запись у него в Дневнике, сделанная в 1925 году, когда было ему уже без малого сорок три и когда из Николая Васильевича Корнейчукова он уже и документально был превращен в Корнея Ивановича Чуковского. Однажды, в пору неожиданного и вынужденного досуга, во время болезни он вздумал перебирать старые бумаги и, перечитывая их, с отвращением вспоминал отрочество и юность. Он был хуже, чем обокраден, — оплеван. Только один человек в мире, да и то никогда не существовавший, герой романа „Подросток“ — мог быть автором этой страницы».

Влияние наследия Достоевского, на взгляд Павла Крючкова, можно проследить и в произведениях Корнея Ивановича для детей. И не только в сатирической сказке «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже». По мнению Павла Крючкова, больше всего «достоевского вещества» в «Краденом солнце».
Доклад Павла Крючкова, проиллюстрированный многочисленными отрывками из воспоминаний, писем и статей Корнея Ивановича Чуковского, по заключению участников вечера, «стал новым взглядом на известные тексты и темы».

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку