Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Вечер Анны Сергеевой-Клятис прошел в Доме-музее А. И. Герцена

Вечер Анны Сергеевой-Клятис прошел в Доме-музее А. И. Герцена

7 Марта 2020 г.

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

27 февраля в особняке на Сивцевом Вражке говорили о любви как источнике поэтического вдохновения. Гость музея Герцена, доктор филологических наук, профессор МГУ Анна Сергеева-Клятис представила свою новую книгу «Заложники любви. Пятнадцать, а точнее шестнадцать, интимных историй из жизни русских поэтов». Книга выпущена издательством «Молодая гвардия» в популярной серии «ЖЗЛ».

Автор исследует чувство и страсть как нечто волшебное, питающее творчество, и в то же время трагическое, ибо, как сказал один из стихотворцев, — «Истинный поэт не должен быть счастлив в любви». По мысли Анны Юрьевны, поэты и без того живут на грани двух реальностей, буря чувств, интенсивность испытанных эмоций формирует картину их мира. Любовь способна опьянять, вдохновлять — и в то же время повергать человека на самое дно отчаяния. Сергеева-Клятис призналась, что писала только о тех литераторах, кто ей интересен. Так, в книгу не попали ни Тургенев, ни Бунин (поскольку, с точки зрения филолога, они более прозаики, нежели поэты), ни Маяковский — его творчество автору не близко. Зато в перечне сюжетов — той самой, шестнадцатой — оказалась история любви поэта вымышленного — Юрия Живаго и Лары: она, как выразилась гостья, «подсвечивает» собою все другие части повествования. Кстати, автор романа о Живаго Борис Пастернак удостоился еще двух упоминаний, помимо созданного им героя: в книге рассказывается о юношеской любви поэта к Лене Виноград и о зрелом, пусть и платоническом, «романе в письмах», случившемся у Пастернака с Мариной Цветаевой.

Богатое наследие русской поэзии, как оказалось, во многом «обязано» неразделенным любовям, драмам из-за отказа или невозможности для влюбленных быть вместе. Даже те поэты, кто, казалось, счастливо женился, тоже нередко страдали и мучились, не имя сил жить ни вместе, ни врозь. По наблюдениям автора книги, истории, относящиеся к разному времени, зачастую развивались на удивление похоже и заканчивались порой одинаково нерадостно. Выделить можно разве что отношения Пушкина и Анны Керн — почти безоблачные на фоне других драм, будь то истории Константина Батюшкова, Василия Жуковского или Афанасия Фета.

Отдельная глава посвящена в книге «тройственным союзам», когда поэт влюблялся не в супругу или, наоборот, его муза оказывалась не свободна. Такие любовные истории переживали, в частности, Тютчев и Некрасов. К слову, великолепным сюрпризом для собравшихся стало чтение стихов Тютчева народной артисткой России Антониной Кузнецовой, которая присутствовала в зале.

Также выделяет Сергеева-Клятис сюжеты союзов-поединков, когда вместе сходились две яркие, творческие личности. В этой главе рассказано и о любимом поэте автора — Владиславе Ходасевиче.

Не поспоришь, что сильные, звучные, пронзительные строки могут родиться лишь от глубоких переживаний. Гости вечера в музее Герцена наверняка еще не раз вспомнят об этом, когда возьмут почитать очередной томик стихов.

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку