Портрет Ларисы Рейснер
В зале 1910-х годов в Музее Серебряного века представлены шедевры изобразительного искусства эпохи: портреты М. Волошина, И. Анненского, А. Ахматовой, бюсты С. Есенина, М. Цветаевой и других. Среди них — портрет Ларисы Рейснер.
Художник Василий Иванович Шухаев написал его в Петрограде, в 1915 году по заказу отца Ларисы — профессора Михаила Андреевича Рейснера, после возвращения из Рима, где увлекся монументальной живописью эпохи Возрождения. Портрет хранился в семье Рейснеров, выставлялся на выставках в Русском музее, в Государственный Литературный музей передан в 1961 году. В ГЛМ находится на постоянном экспонировании более 15 лет.
Когда художник работал над портретом, он жил рядом с Рейснерами, в доме на Большой Зелениной, и, как и они, увлекался лаун-теннисом: порывистая, темпераментная, прекрасно сложенная Лариса занималась спортом. На полотне изображена зрелая женщина в статуарной позе, а не юная девушка, какой она была в свои 20 лет. Модель похожа на даму эпохи Возрождения. В ее красивых ухоженных руках с длинными пальцами — книга, страницы которой чисты и могли бы заполниться разными словами с разным смыслом. Фоном служит открытое полукруглое окно с загадочным пейзажем за ним. Краски в свете заката яркие, насыщенные. Художник не льстил модели, которую близкие видели иначе: многие современники считали ее совершенной красавицей, похожей на богиню или валькирию. В. Шухаев изобразил массивность, печаль, показал тяжелые черты характера девушки. Жизнь Ларисы была яркой и насыщенной событиями, романами с известными мужчинами. Спустя немного лет Лариса Рейснер стала Музой Революции, прообразом женщины-комиссара из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Ее жизнь оборвалась в 30 лет, после возвращения из Афганистана, из дипломатической миссии, от брюшного тифа в Кремлевской больнице, после чего мать Ларисы покончила с собой, не пережив трагедии.
Необычный портрет, написанный маслом на двух досках, соединяет влияния иконописи, Возрождения и Серебряного века.