См. подробнее: Медынцева
Портрет И.С. Тургенева кисти В. Лами
В[инченцо] Лами. Петербург. 1844
Холст, масло. 61,5×48,5. КП 3789
Поступил в 1936 году от
Значение портрета Тургенева кисти В. Лами — в самом времени его создания, определившем творческую и личную судьбу писателя — начало литературной карьеры и знакомство с П. Виардо, а также в неожиданности и непривычности психологической трактовки. В этом портрете будто находят примирение самые противоположные и разноречивые мнения о молодом Тургеневе:
«Хлестаков, образованный и умный, внешняя натура» (
В хоре уничижительных суждений друзей резким диссонансом звучит восторженный голос будущего ненавистника — молодого Достоевского «едва ль не влюбившегося» в Тургенева с первой же встречи: «Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умён, образован, 25 лет, — я не знаю, в чём природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе».
На страницах своей книги о Тургеневе Борис Зайцев упоминает о «редчайшем» портрете начала сороковых годов «с довольно „роковым“ поворотом головы, взором не без вызова, с романтическими кольцами кудрей — очень красивый и замечательный молодой человек, но уж, конечно, не без позы». Это описание в равной мере можно отнести и к дагерротипам, и к портрету Лами, на котором Тургенев также не лишён позёрства.
В целом же его наружность кажется весьма необычной и даже мало узнаваемой. Причина, вероятно, не столько в том, что он сильно изменится в дальнейшем, и не в том, что он гладко выбрит и в очках, сколько в трезвости, точности взгляда и педантизме художника. Возможно, по предположению
Самыми трезвыми глазами смотрела на любимого сына и Варвара Петровна Тургенева.
«Сейчас получила твой портрет, — и не хочу смотреть на него. Он так похож, что мне хочется вцепиться в густые вихры и драть их, как драла ребенком! — Не лги… не лги… <…>
Твой портрет такой же плут, как ты» (29 мая 1844).
«Ты всё тот же, беспечный, неосновательный, обещаешь и никогда обещанного не исполняешь, на самые нужные вопросы не отвечаешь, а когда не нужно, с
Путь к атрибуции портрета оказался трудным и медленным, хотя он подписан и датирован (VоLami. fe 1844). Тем не менее лишь много лет спустя удалось объединёнными усилиями прийти к определённому результату. Парадоксально, но имя художника впервые было названо очень давно: оно значилось в старой картотеке тургеневского фонда Государственного музея истории российской литературы имени
Во время работы над тургеневской портретной коллекцией на этот счёт возникли сомнения, а консультация с научным сотрудником ГМИИ им.
Удивительная находка
«Я получил письмо — догадайтесь, от кого? От итальянского художника Лами, написавшего с меня в 1844 году у Морричи ужасный портрет! Он спрашивает, тот ли я самый известный писатель Тургенев, которого он знавал в те времена
Морричи, упоминаемый Тургеневым, сдавал комнаты приезжим артистам в гостинице Демидова на Малой Садовой, против Александринского театра. Здесь остановились осенью 1843 года впервые приехавшие в Россию супруги Виардо. У Морричи и произошла встреча Тургенева с певицей.
Итак, портрет, так ужасавший Тургенева (подобное отношение к своим портретам для него не редкость), так восхитивший его матушку и столь бесценный для нас (не в последнюю очередь благодаря её свидетельству — что может быть авторитетнее?), принадлежит кисти итальянского художника В. Лами. Из всех живописцев с именем Лами, указанных в словарях (если не существовало ещё