(Акварель К.А. Горбунова. 1838)
Акварельный портрет 20-летнего Тургенева работы Кирилла Антоновича Горбунова (1822 или 1815<?>–1893) составляет гордость тургеневской портретной коллекции Литературного музея. Он признан авторитетными свидетелями (и родственниками, и литературными друзьями – П. Анненковым и М. Стасюлевичем) самым похожим и впечатляющим изображением Тургенева. «Редко юношеский облик в такой степени предсказывает черты старика, или, – лучше сказать – редко в чертах старика в такой степени сохраняются черты его юности…» (М.М.Стасюлевич).
Тургенев только что вырвался из-под родительского крова, уехав весной 1838 «доучиваться в Берлин», и с дороги прислал матери свой портрет. «<…>получила письмо из Гамбурга от 26 мая / 7 июня, – отвечает Варвара Петровна сыну, – Потом получила посылку, это был мне сюрприз, очень приятный, какого я ещё не ощущала, твой портрет. При оном маленькая записочка» (30 июля/11 августа 1838).
Она не расставалась с ним и, уезжая из Спасского, «всегда собственноручно укладывала его в свою дорожную шкатулку».
Жизнь акварели полна приключений, как и жизнь её оригинала: то путешествовала вместе с хозяйкой, покоясь в дорожной шкатулке, то тешила взор и нежилась в лучах её любви, то принимала на себя удары, предназначавшиеся нерадивому сыну. Однажды, когда тот в очередной раз впал в немилость, «Варвара Петровна подошла к своему письменному столу, схватила юношеский портрет Ивана Сергеевича и бросила его об пол. Стекло разбилось вдребезги, а портрет отлетел далеко к стене. Когда взошла горничная и хотела его поднять, Варвара Петровна закричала: оставь! И так портрет пролежал от первых чисел июля до первых чисел сентября» (В.Н. Житова. Воспоминания о семье И.С. Тургенева).
После смерти матери в 1850 Тургенев подарил акварель её воспитаннице В.Н. Житовой, а та в 1884 разрешила опубликовать портрет в «Вестнике Европы» у М.М. Стасюлевича (1884, № 5).
Изобилие интереснейших бытовых деталей, воссоздающих жизнь портрета, вписывающих его в домашнюю среду и ярко характеризующих Варвару Петровну в её взаимоотношениях с сыном, слагаются в целую новеллу. Венчается она письмом жены последнего владельца акварели, присланном в Литературный музей во время 150-летнего юбилея Тургенева в 1968. Путешествие портрета, начавшееся за границей, закончилось в Литературном музее, куда он был передан в 1934 внуком Житовой.