+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  История экспоната

Портрет Полины Виардо

Портрет Полины Виардо работы П. Ф. Соколова и семейное собрание Сухово-Кобылиных

Полина Виардо
П. Ф. Соколов. Середина 1840-х
Бумага, акварель, графитный карандаш
Внизу справа, на фоне, акварелью: Соколовъ
В раме, обтянутой бордовым бархатом
На обороте окантовки этикетка переплетной мастерской П. Гофрена (P. HOFFRÉN) в Петербурге
20,0×5,5 (в свету); 27,0×25,5 (с рамой)
Поступил от Н. В. Власова, через М. М. Успенского. 1933

Портрет Полины Виардо работы П. Ф. Соколова выставлялся на Таврической выставке 1905 года («Историко-художественная выставка русских портретов» в Таврическом дворце, главным распорядителем которой был С. П. Дягилев) как собственность М. М. Петрово-Соловово (каталог выставки, № 1890).

Таким образом, есть все основания полагать, что портрет П. Виардо находился в начале ХХ века в семье Петрово-Соловово, чье художественное собрание включало работы мастеров известных и первостепенных.

Мария Михайловна Петрово-Соловово (1858–1941) — дочь Евдокии Васильевны Петрово-Соловово, урожденной Сухово-Кобылиной, то есть племянница драматурга и Евгении Тур (Елизавета Васильевна Салиас де Турнемир, урожденная Сухово-Кобылина), чей след в жизни и творчестве И. С. Тургенева отмечен не раз им самим, а, по свидетельству Л. В. Горнунга, из букв ее псевдонима составлялась фраза «Тургенев и я». Евдокии Васильевне посвящена «Книга любви» Н. П. Огарева.

В 1918 году имущество М. М. Петрово-Соловово, среди которого было немало художественных ценностей, было конфисковано и попало в Государственный музейный фонд (ГМФ).
Следующим владельцем портрета, чье имя возникает в документах, был Николай Васильевич Власов (1893–1965) — искусствовед, коллекционер (преимущественно автографов деятелей литературы и искусства XVIII–XX веков), секретарь Русского общества друзей книги (РОДК), существовавшего в 1920–1930-е годы в Москве. От него, через художника и собирателя Михаила Михайловича Успенского (1895–1984), работавшего в Комиссии по охране памятников Московской области, портрет в 1934 году пришел в Государственный литературный музей. [Племянник писателя Николая Васильевича Успенского (1837–1889); двоюродный племянник писателя Глеба Ивановича Успенского (1843–1902).]

Как известно, РОДК продолжало традиции санкт-петербургского (петроградского) Кружка любителей русских изящных изданий (1903–1917) и рассматривало деятельность коллекционеров, художников и книгоиздателей с точки зрения искусства книги.

Поскольку каталог Таврической выставки не был иллюстрированным, установить принадлежность М. М. Петрово-Соловово портрета П. Виардо именно в белом (ГЛМ), а не в черном (ГРМ) платье помогла коллекция фотоматериалов Таврической выставки, которая находится в настоящее время в фототеке ГТГ. Однако сама история приобретения этого портрета семейством Петрово-Соловов остается пока невыясненной, хотя, вероятно, могла бы отразить некоторые аспекты темы взаимоотношений И. С. Тургенева, Полины Виардо, П. Ф. Соколова с семейством Сухово-Кобылиных.
Таким образом, портрет Полины Виардо, неизменно используемый для реконструкции биографического пространства Тургенева, на самом деле принадлежал семье сестры А. В. Сухово-Кобылина и является частью истории этой семьи.

Тем не менее, попав в поле деятельности РОДК и интересов его председателя, портрет П. Виардо историей своего бытования оказывается вовлечен в систему книгоиздания и связан с проектами по выпуску произведений И. С. Тургенева. Отметим, что одной из функций создаваемого в 1930-е годы Государственного литературного музея и его собрания становится обеспечение проектов издательств «Жургаз», «Acаdemia», «Гослитиздат».

См. подробнее: Соколова Т. В. Портрет Полины Виардо работы П. Ф. Соколова в собрании ГЛМ: к истории бытования в XX веке // Спасский вестник. Вып. 27. Орёл: Голос-Пресс, 2020. С. 248–258; Соколова Т. В. Фонд А. В. Сухово-Кобылина в ГЛМ: опыт архивной реконструкции // Александр Сухово-Кобылин. Материалы из собрания Государственного литературного музея: альбом-каталог / Составители Т. Ю. Соболь, Т. В. Соколова; отв. ред. Т. В. Соколова. М.: Изд-во «Литературный музей», 2021 (серия «Коллекции Государственного литературного музея»). С. 69–102.




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!