+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  История экспоната

Портрет Полины Виардо

Портрет Полины Виардо работы П. Ф. Соколова и семейное собрание Сухово-Кобылиных

Полина Виардо
П. Ф. Соколов. Середина 1840-х
Бумага, акварель, графитный карандаш
Внизу справа, на фоне, акварелью: Соколовъ
В раме, обтянутой бордовым бархатом
На обороте окантовки этикетка переплетной мастерской П. Гофрена (P. HOFFRÉN) в Петербурге
20,0×5,5 (в свету); 27,0×25,5 (с рамой)
Поступил от Н. В. Власова, через М. М. Успенского. 1933

Портрет Полины Виардо работы П. Ф. Соколова выставлялся на Таврической выставке 1905 года («Историко-художественная выставка русских портретов» в Таврическом дворце, главным распорядителем которой был С. П. Дягилев) как собственность М. М. Петрово-Соловово (каталог выставки, № 1890).

Таким образом, есть все основания полагать, что портрет П. Виардо находился в начале ХХ века в семье Петрово-Соловово, чье художественное собрание включало работы мастеров известных и первостепенных.

Мария Михайловна Петрово-Соловово (1858–1941) — дочь Евдокии Васильевны Петрово-Соловово, урожденной Сухово-Кобылиной, то есть племянница драматурга и Евгении Тур (Елизавета Васильевна Салиас де Турнемир, урожденная Сухово-Кобылина), чей след в жизни и творчестве И. С. Тургенева отмечен не раз им самим, а, по свидетельству Л. В. Горнунга, из букв ее псевдонима составлялась фраза «Тургенев и я». Евдокии Васильевне посвящена «Книга любви» Н. П. Огарева.

В 1918 году имущество М. М. Петрово-Соловово, среди которого было немало художественных ценностей, было конфисковано и попало в Государственный музейный фонд (ГМФ).
Следующим владельцем портрета, чье имя возникает в документах, был Николай Васильевич Власов (1893–1965) — искусствовед, коллекционер (преимущественно автографов деятелей литературы и искусства XVIII–XX веков), секретарь Русского общества друзей книги (РОДК), существовавшего в 1920–1930-е годы в Москве. От него, через художника и собирателя Михаила Михайловича Успенского (1895–1984), работавшего в Комиссии по охране памятников Московской области, портрет в 1934 году пришел в Государственный литературный музей. [Племянник писателя Николая Васильевича Успенского (1837–1889); двоюродный племянник писателя Глеба Ивановича Успенского (1843–1902).]

Как известно, РОДК продолжало традиции санкт-петербургского (петроградского) Кружка любителей русских изящных изданий (1903–1917) и рассматривало деятельность коллекционеров, художников и книгоиздателей с точки зрения искусства книги.

Поскольку каталог Таврической выставки не был иллюстрированным, установить принадлежность М. М. Петрово-Соловово портрета П. Виардо именно в белом (ГЛМ), а не в черном (ГРМ) платье помогла коллекция фотоматериалов Таврической выставки, которая находится в настоящее время в фототеке ГТГ. Однако сама история приобретения этого портрета семейством Петрово-Соловов остается пока невыясненной, хотя, вероятно, могла бы отразить некоторые аспекты темы взаимоотношений И. С. Тургенева, Полины Виардо, П. Ф. Соколова с семейством Сухово-Кобылиных.
Таким образом, портрет Полины Виардо, неизменно используемый для реконструкции биографического пространства Тургенева, на самом деле принадлежал семье сестры А. В. Сухово-Кобылина и является частью истории этой семьи.

Тем не менее, попав в поле деятельности РОДК и интересов его председателя, портрет П. Виардо историей своего бытования оказывается вовлечен в систему книгоиздания и связан с проектами по выпуску произведений И. С. Тургенева. Отметим, что одной из функций создаваемого в 1930-е годы Государственного литературного музея и его собрания становится обеспечение проектов издательств «Жургаз», «Acаdemia», «Гослитиздат».

См. подробнее: Соколова Т. В. Портрет Полины Виардо работы П. Ф. Соколова в собрании ГЛМ: к истории бытования в XX веке // Спасский вестник. Вып. 27. Орёл: Голос-Пресс, 2020. С. 248–258; Соколова Т. В. Фонд А. В. Сухово-Кобылина в ГЛМ: опыт архивной реконструкции // Александр Сухово-Кобылин. Материалы из собрания Государственного литературного музея: альбом-каталог / Составители Т. Ю. Соболь, Т. В. Соколова; отв. ред. Т. В. Соколова. М.: Изд-во «Литературный музей», 2021 (серия «Коллекции Государственного литературного музея»). С. 69–102.




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.