Детям

Детские интерактивные занятия в Доме И.С. Остроухова

Дом И.С. Остроухова в Трубниках

Интерактивные занятия для школьников

Продолжительность занятий: 90 мин.
Количество человек в группе: до 15
Стоимость билета: 400 руб. на каждого ребенка, сопровождающий — 200 руб.
Все программы можно заказать для школьных и сборных групп в рабочие часы музея по телефону +7 495 695-53-08.

Занятие по сказкам А. С. Пушкина для дошкольников и школьников младших классов 6 +

«Любимые сказки»
На занятии участникам предстоит обсудить некоторые сказки, созданные Александром Сергеевичем Пушкиным. Поговорим о похожих сюжетах в сказках других народов, рассмотрим иллюстрации И. Билибина, Т. Мавриной и Б. Забирохина, а также поиграем в увлекательную настольную игру: при помощи игрового поля, кубика и фишек дети отправятся по следам сказочных героев.

Занятия для школьников младших и средних классов 7 +

1. «Пишем перьями»
На занятии поговорим об истории письменности и письменных принадлежностей. Будем рассматривать египетский папирус, пергамент, китайскую шелковую бумагу, попробуем разгадать старинную новгородскую загадку на берестяной грамоте и вывести буквы на восковой табличке. Также познакомимся со знаменитыми букварями Кариона Истомина и Александра Бенуа, поговорим о том, как выглядела глаголица и что скрыто в названиях кириллических букв. В заключении каждый ребенок напишет небольшое послание с помощью настоящего пера и чернил.

2. «Как стать волшебником и создать свою сказку»
В первой части занятия участники узнают интересные факты из истории создания знаменитых сказок и об их авторах, попробуют поменять героев сказок и события. Во второй части занятия участникам предстоит самим стать волшебниками и создать свою сказку. Для этого нужно будет понять, чем отличается сказка от фантастики, продумать сказочную фабулу и ее «мудрость», придумать сюжет, главных персонажей и описать события в сказочной литературно-правильной последовательности. Для начала участники разберут одну сказку и поймут, из чего она состоит, а затем попробуют сами сочинить сказку и даже нарисовать к ней красочную обложку или яркую иллюстрацию.

3. «Конструктор стихов и слов»
На занятии наше пространство превратится в литературную мастерскую, где мы вместе будем читать необычные стихи, сочинять свои поэтические произведения, придумывать интересные рифмы и забавные слова. Во время занятия на примере нескольких произведений Г. Сапгира, В. Маяковского и Саши Чёрного поговорим о том, чем стихотворение (поэзия) отличается от прозы, что такое рифма и ритм, как измерить размер стихотворения, что такое белый стих и бесконечное стихотворение. Участники занятия попробуют вместе сочинить несколько разных по форме стихов, поиграют в различные игры со словами и придумают собственные иллюстрации к стихам.

4. «Слово о первом букваре»
Букварь — это не просто книга по обучению грамоте, букварь — это история родного языка и культуры. Сопровождая уже не одно поколение первоклашек, букварь становится отражением своей эпохи и своего времени. На занятии мы будем рассматривать страницы букварей и азбук различных эпох: от Ивана Федорова до Александра Бенуа. Участники познакомятся с маленькими, «карманными» книжечками XVII века и богато иллюстрированными букварями XIX — начала XX веков. Поговорим также об истории русского алфавита, о реформах языка и «исчезнувших» буквах.

Занятия для школьников средних и старших классов 10 +

1. «В гостях у Остроухова»
На занятии мы поговорим об архитектуре первой половины XIX века и о доме И. С. Остроухова в Трубниковском переулке, который был построен в 1821 году. Участники занятия рассмотрят старинные планы и фотографии усадьбы, узнают, где прежде располагался сад и каретная, где жили слуги, а где хозяева, для чего нужно несколько гостиных и приемная, почему дом деревянный и зачем на его крыше появились фонари, которые ночью не горят. В конце занятия участники самостоятельно сделают открытку с видами городской усадьбы Остроуховых и раскладывающийся домик с интерьерами дома.

2. «МИФ: мы изучаем фразеологизмы»
Разберем подробно, что такое фразеологизм, откуда он возникает и как действует на восприятие информации. Во время интерактивного занятия участники услышат увлекательные истории о мифах Древней Греции и узнают, что означают и откуда взялись такие знакомые выражения, как «ящик Пандоры», «титанический труд», «кануть в Лету», «прометеев огонь», «провалиться в тартарары», «нить Ариадны», «прокрустово ложе», «панический страх» и многие другие.

Тематические занятия «Загадки и премудрости русского языка»

1. «Путешествие в слово»
Что такое «фразеологизм»? Как сделать нашу речь максимально чёткой, грамотной и образной? Как избежать ошибок? Ответы на эти вопросы мы ищем сообща, читая произведения классиков, прослушивая аудиозаписи, не забывая при этом о правилах орфографии, орфоэпии и стилистики.

2. «Язык города»
В чем различие между тем как говорят в Москвы и как в Санкт-Петербурге? Что такое «народная этимология»? Как понять фразу «призрак социализма»? Что такое «каламбур»? Каламбуры московские, европейские и американские. Попробуем совместными усилиями сотворить каламбуры, соревнуясь в остроумии.

3. «Век нынешний и век минувший»
Вспомним о великих людях, творивших во славу русского языка: М. Ломоносова, Н. Карамзина, В. Даля, А. Пушкина. Среди них были и славянофилы, и западники, в непримиримых спорах отстаивавшие свои взгляды на то, как должен развиваться язык. Шло время. Гусиные перья сменились стальными, из алфавита исчезли «яти» и «еры». Но до сих пор языковеды поднимают вопрос о необходимости языковых реформ. Мы будем читать стихи классиков XIX в., вспомним пословицы того времени, попытаемся перевести на современный язык излюбленные слова и выражения славянофилов. Самым смелым участникам мы предложим творческие задания.

4. «Ошибкам — бой!»
Мы все стремимся писать и говорить грамотно, без ошибок. Для этого мы учим правила и даже запоминаем правописание словарных слов. Кто-то делает это усердно, кто-то без особого энтузиазма… Цель нашего занятия — помочь ребятам выучить некоторые словарные слова, используя при этом зрительные образы, логические построения и неожиданные ассоциации. А еще мы вспомним ошибки, наиболее часто встречающиеся в устной и письменной речи, и постараемся избежать их повторения. Самые активные участники занятия уйдут домой с памятными призами.

Дом И. С. Остроухова в Трубниках
пер. Трубниковский, 17