Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Проекты
  3.  Сказка выходного дня
  4.  Новости студии
  5.  Выставка «Что мы знаем о Незнайке?» по книгам Николая Носова

Выставка «Что мы знаем о Незнайке?» по книгам Николая Носова

18 мая — 31 августа 2017 г.

Кураторы выставки: Ксения Белькевич, Наталья Ласточкина
Авторы декораций: Михаил Хинский, Филипп Ярин

18 мая студия «Сказка выходного дня» откроет выставку, посвященную детским книгам Николая Носова. На выставке будут представлены работы замечательных художников детской книги: оригинальные иллюстрации Ивана Семенова к рассказам Носова и копии иллюстраций Алексея Лаптева и Генриха Валька к сказкам о Незнайке. Яркие и остроумные образы, созданные художниками, стали классическими, и мы давно привыкли представлять героев книг именно так.

Ни одна выставка студии не может обойтись без игровых декораций, и новая выставка не станет исключением. Каждый посетитель сможет почувствовать себя жителем Цветочного города: прогуляться среди гигантских зарослей травы, узнать, где живут доктор Пилюлькин, художник музыкант Гусля, охотник Пулька, художник Тюбик, прокатиться на машине Винтика и Шпунтика и даже забраться в корзину воздушного шара, на котором путешествовали малыши с берегов родной Огуречной реки.

Николай Носов родился в 1908 году в Киеве, а детство провел в небольшом городке Ирпень, где и начал учиться в гимназии. Юный Николай был человеком крайне увлеченным и каждому новому интересу отдавался без остатка. Играя на скрипке, он мечтал стать, по меньшей мере, Паганини. Начав заниматься фотографией, он тратил все деньги только на нее, экономя на всем остальном. Увлекшись химией, организовал химическую лабораторию на чердаке своего дома и вместе с друзьями проводил опыты. Помимо этого, он занимался шахматами, театром, сочинительством, изучал электротехнику. Для всех увлечений требовались деньги. Поэтому Носов стал работать с ранних лет: то газетным торговцем, то косарем, то землекопом. Всё это пригодилось ему потом, в самой сложной и самой лучшей работе, как говорил он сам, — в работе детского писателя.

Но сам Николай тогда и подумать не мог, что будет писать книги для детей. Он ходил в вечернюю профшколу и готовился к поступлению на химический факультет Киевского политехнического института. И вдруг перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный, но и там проучился всего пару лет, а затем перевелся в Московский кинематографический институт. Следующие двадцать лет его жизнь была неразрывно связана с кино: он работал постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов и даже получил почетную награду за учебный фильм «Планетарные трансмиссии в танках».

На вопрос, как он стал детским писателем, Носов отвечал: «Да как-то так вышло…» Ему хотелось заниматься чем-то значимым, а деятельность писателя представлялась ему важной для общества. Вот только не удавалось найти подходящую тему. «Тема эта появилась сама собой, когда я, выражаясь фигурально, попал в волшебную страну детства. Случилось же это тогда, когда я стал отцом и увидел детство не в тумане далекого прошлого (с чем, казалось, уже распростился окончательно и навсегда), а в непосредственной близости» — вспоминал Носов. И правда, начиналось всё с сочинения сказок для своего маленького сына. Первый его рассказ появился в популярном журнале «Мурзилка» в 1938 году. А в 1945 году выходит первый сборник — «Тук-тук-тук», в который вошли рассказы: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники».

Попав в детскую литературу случайно, Носов постепенно понял, что «…сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением». Основу для рассказов писатель находил в брошенной кем-то фразе, случайно подмеченном факте, в прочитанной газетной заметке — в любом мало—мальски интересном жизненном материале. Николай
В 1953 году Носов приступает к написанию трилогии о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». И даже в этих, казалось бы, целиком выдуманных историях, Носов остается верен себе: для него главное — донести до ребенка правду, которая скрывается за вымышленным образом. И даже у сказочного Незнайки был реальный прототип: не конкретный ребенок с конкретными именем и фамилией, а ребенок вообще, с присущей ему детской непосредственностью и неусидчивостью, жаждой узнавать мир и жаждой деятельности — «в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребенку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».

В рамках выставки студия «Сказка выходного дня» проводит игровые занятия, мастер-классы, детские дни рождения и организует летнюю программу.

Адрес студии «Сказка выходного дня»:
пр-т Мира, д.30, Музей Серебряного века, 3 этаж
Записаться на занятия и задать все вопросы можно здесь:
+7 (962) 956-28-37 Наталья Ласточкина
+7 (909) 980-05-43 Наташа Смыслова
a.znaete@gmail.com