Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Проекты
  3.  Сказка выходного дня
  4.  Новости студии
  5.  Выставка «Законы джунглей»

Выставка «Законы джунглей»

К 150-летию Редьярда Джозефа Киплинга

28 января – 6 марта
студия «Сказка выходного дня» в Государственном литературном музее
совместно с издательством «Абрикобукс», при участии Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева и компании DAISY

«Законы джунглей» – крылатая фраза из «Книги Джунглей» Редьярда Киплинга. В современном мире мы используем ее для обозначения особенной жестокости, ситуации, где действует принцип «каждый сам за себя», а сильнейший выживает за счет более слабых. Но такой ли смысл вкладывал знаменитый британский писатель в эти слова?

Преисполненные чувством собственного достоинства, глубоким уважением к своим собратьям, почтением к силе, но великодушием к слабости, жители джунглей неукоснительно соблюдают свод своих мудрых и справедливых законов. Те, кто знает и соблюдает закон, находятся в балансе с окружающим миром, они обретают невидимую силу, способную вывести из любой беды. А тех, кто пренебрегает законом, даже самых сильных и мощных, ждет неминуемая гибель.

Киплинговед Александр Ливергант в послесловии к «Книге джунглей» издательства «Абрикобукс» развивает мысль, что истории о Маугли можно воспринимать в диапазоне от легенды и притчи, до сатиры в духе Свифта и  философского иносказания. Но на выставке «Книгу джунглей» мы будем читать как маленькие дети: увлекаясь сюжетом, яркими характерами и фантастическими образами. Гостям выставки предстоит изучить кодекс чести Стаи, собрать свою собственную книгу законов джунглей, раздобыть красный цветок, встретиться с диких зарослях с самым ленивым, но и самым опасным жителем джунглей и отгадать его таинственные загадки

Впервые в России на выставке представлены оригинальные работы современного испанского иллюстратора, художника-анималиста Анхеля Домингеса. Домингес является последователем английского художника Артура Рэкхема, за иллюстрации к произведениям Киплинга получил премии «Лучшая книга года» и «Лучшая книга для детей» (Испания).

Джон Локвуд Киплинг и Алиса Макдональд познакомились во время пикника на берегу озера Редьярд, неподалеку от Бирмингема. Редьярдом назвали они своего сына, родившегося 30 декабря 1865 года уже в Бомбее, куда Дж.Л.Киплинг отправился в качестве преподавателя художественной школы. В Инлии Редьярд провел счастливые годы, полные экзотических видов и образов. Туземные слуги изрядно баловали маленького Редьярда и его младшую сестру, что привело детей к свободолюбивому поведению и тяге к всяким проказам. И особенно контрастной оказалось их дальнейшее детство в викторианской Англии, в частном пансионе Холлоуэев. Шесть лет в пансионе Редьярд едва вынес и потом сказал, что с удовольствием бы сжег дом Холлоуэев и посыпал пепелище солью. Во время дальнейшего обучения уже в Юнайтед Сервис Колледж, выпускники которого поступали в престижную военную академию, у Редьярда обнаружился литературный талант. Его развитию способствовал директор училища и друг семьи Кормелл Прайс. Из-за плохого зрения Редьярд не смог связать свою жизнь с военной карьерой, и отец находит ему работу в газете в Лахоре (Британская Индия, ныне Пакистан).

В 1882 году Редьярд Киплинг возвращается в Индию и принимается за работу журналиста. Свой первый рассказ о мальчике-волке – «Братья Маугли» из первой «Книги джунглей» он напишет лишь десять лет спустя по просьбе американской детской писательницы, редактора журнала для детей, автора «Серебряных коньков» Мэри Э. Мейп-Додж. Последний рассказ для второй «Книги джунглей» был написан через два с половиной года, в марте 1895 г.

«Книга джунглей» принесла автору наибольшую известность. Не напиши Киплинг ничего более, он бы прославился ничуть не меньше. Но мы также любим автора за его  рассказы о животных, о любопытном слоненке, кошке, гулявшей сама себе, китах, носорогах и черепахе, которые вошли в сборник «Сказки и просто так» (Just So Stories). Продвинутые читатели должны также вспомнить «Кима», «Отважных капитанов» и «Свет погас».

Каждое слово Киплинга Британия ценила буквально на вес золота: он получал неслыханно щедрые гонорары — по шиллингу за слово. Когда он умер, гроб, накрытый британским флагом, несли премьер-министр Стенли Болдуин и Бернард Лоу Монтгомери, впоследствии фельдмаршал. Деятели литературы и искусства прийти на похороны не сочли нужным (или возможным), давно осудив Киплинга как «поэта казармы», «барда империализма» и «литературного хулигана».

Споры о Редьярде Киплинге ведутся и сегодня, а сборники его произведений по традиции завершаются стихотворением «Просьба», последние строки которого:

Расспрашивайте про меня
Лишь у моих же книг.

Студия «Сказка выходного дня» подготовила в рамках выставки программу литературных, художественных и театральных занятий для детей 5–12 лет и их родителей. Совместно с Государственным биологическим музеем им. Тимирязева студия проведет также серию лекций о флоре и фауне индийских джунглей. Для участия в занятиях требуется предварительная запись.

Ознакомиться с расписанием разовых и абонементных занятий можно на сайте ГЛМ.

Студия «Сказка выходного дня» благодарит компанию DAISY за помощь в создании игровых декораций к выставке. Торговая марка DAISY уже более 17 лет активно занимается разработкой и производством под собственным брендом изделий для новорожденных и детей младшего возраста.

Адрес студии «Сказка выходного дня»:

пр-т Мира, д.30, Музей Серебряного века, 3 этаж.

Выставка продлится с 28 января по 6 марта 2016г.

Запись на занятия:

тел. 8 962 956-28-37 Наталья Ласточкина, администратор

тел. 8 909 980-05-43 Наталья Смыслова, преподаватель