Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  Подробнее о музейных событиях
  4.  Днем и ночью в музее

Днем и ночью в музее

23 Мая 2015 г.

16 мая в Государственном литературном музее с успехом прошли акции «День исторического и культурного наследия» и «Ночь музеев». В субботу, когда майская погода не располагала, а долго готовившиеся музейщики, наоборот, были крайне расположены к встрече с гостями, те, кто решился провести выходной в ГЛМ, нисколько не прогадали, ведь выбрать было из чего.

Например, в мемориальном музее-квартире А.Н. Толстого сдвоенная акция проходила под знаком 70-летия Победы. Памяти военных корреспондентов и кинооператоров была посвящена программа «Вспомним о писавших, вспомним о снимавших». Желающие даже могли попробовать себя в роли корреспондента, например, написать заметку о ташкентской эвакуации. Весь день здесь проходили экскурсии, а к вечеру музей превратился в большую танцплощадку, где многочисленные посетители кружились в ритмах довоенных вальсов, танго и фокстротов. Вел этот импровизированный бал руководитель студии бального и исторического танца «Политес» А.М. Мазалов.

После этого гостей музея ждала программа «Песни военных лет» в исполнении студентов и выпускников МИФИ. Продолжился вечер литературно-музыкальным спектаклем «Нам нужна одна Победа», с участием лауреата российских и международных конкурсов Дарьи Алексеевской (вокал) и сотрудницы музея-квартиры Дины Фединой (стихи о войне). Уже поздним вечером заведующая филиалом Инна Андреева провела кураторскую экскурсию по выставке «Война и мир Алексея Толстого»: «Этой экспозицией мы хотели развенчать некоторые мифы, созданные журналистами о Толстом, показать, как много он сделал в годы войны».

Гостями праздника в Доме-музее М.Ю. Лермонтова стали молодые люди, нарядившиеся в маски и маскарадные костюмы. Все они приняли участие в акции, посвященной драме «Маскарад» и приуроченной к открытию выставки «Если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело…». Пианист, композитор, руководитель культурного проекта «ОперАльта» Любовь Черникова, певицы Анна Кудрявцева и Маргарита Сайгина исполнили романсы из драмы «Маскарад» на музыку Глазунова, арию Тамары из оперы «Демон». Там же прозвучали песни на стихи Лермонтова и музыку Римского-Корсакова, Даргомыжского, Рубинштейна, Чайковского, Глинки и других великих русских композиторов. Приятным сюрпризом для гостей стал видеопроект научного сотрудника ГЛМ Александра Спивака, который смонтировал лучшие фрагменты из советского фильма «Маскарад» 1941 года со звучащей там музыкой Арама Хачатуряна, а потом представил публике запись выступления олимпийских чемпионов в танцах на льду Александра Горшкова и Людмилы Пахомовой, исполнявших оригинальный танец на мелодию знаменитого вальса из этого кинофильма.

Музей-квартира Ф.М. Достоевского представила гостям насыщенную и увлекательную программу. Гости были приглашены на экскурсию по мемориальной квартире, где будущий писатель провел свои детские и отроческие годы, а затее им была представлена выставка под названием «Не утерпев, я сел записывать…», посвящена 140-летию выхода в свет романа «Подросток». Артист театра и кино Владимир Довжик прочёл специально подготовленную ко Дню культурного наследия литературную композицию, составленную из отрывков романа.

Еще одно посвящение вечера – Данте Алигьери, чье 750-летие отмечается в нынешнем году. Тему «Данте и Достоевский» кратко обрисовала заведующая отделом Г.Б. Пономарёва. К вечеру была подготовлена выставка одного экспоната – триптиха Виталия Линицкого, посвященного «Божественной комедии» Данте. Картину любезно предоставил коллекционер М.Ю. Гоголин. Г.Б. Пономарёва рассказала о художнике и его иллюстрациях к роману «Братья Карамазовы», которые переданы в этом году в дар Государственному литературному музею и осенью будут экспонироваться в музее-квартире на выставке к 135-летию выхода в свет романа.

Увенчала вечер программа «Итальянское послание» творческого объединения «Поиск». Под звуки скрипки и виолончели артисты представили музыкально-поэтическую историю на стихи Данте, Петрарки, Боккаччо и отрывки из произведений Вивальди и Марчелло.

В рамках Дня исторического и культурного наследия и Ночи музеев в Доме-музее Б.Л. Пастернака прошли обзорные экскурсии и кураторская неотменяемая экскурсия выходного дня по выставке «Шум времени». Ее провела заведующая музейным отделом И.А. Ерисанова. В 16.00 в музее начался вечер из цикла «Сознание вслух». С докладом на тему: «Как отзовется слово: Пастернак в споре физиков и лириков» выступил филолог, литератор и математик В.В. Аристов. Вечер завершился выступлением доктора филологических наук, литературоведа Анны Юрьевны Сергеевой-Клятис. Она представила свою новую книгу «Пастернак», вышедшую в малой серии ЖЗЛ.

Дом-музей А.И. Герцена представил своим гостям музыкальный спектакль, целиком состоящий из стихотворных произведений А.С. Пушкина. Композицию «Пирующие студенты» подготовили студенты III курса Театрального училища им. М. С. Щепкина (курс В. А. Сафронова). Зрителям разных возрастов пришлись по душе веселые декламации и переложения Пушкина на современную музыку. В конце педагог по сценическому слову, доцент О.Н. Бойнова выразила благодарность Дому-музею и тепло принимавшей молодых актеров публике, которая собралась в этот вечер в зале.

Обширная программа «Ночи» в Доме Брюсова началась с обзорной экскурсии заведующего Михаила Шапошникова, который провел многочисленных гостей по экспозиции, сопровождая свой рассказ чтением из поэтов Серебряного века.

Проникнувшись атмосферой дома, слушатели собрались в зале, где их ждала замысловатая музыкально-поэтическая композиция. Вначале композитор Вера Тинякова и солистка Московской филармонии Екатерина Бабич (сопрано) исполнили романсы на стихи М.Цветаевой, А.Блока, Г.Аполлинера. Абсурдисткие и минималистические стихи современных поэтов прочитали Юрий Угольников, Николай Хазанов (Колик), Елена Ефимова (Siberian Huskie) и Федор Иващенко. Продолжился вечер музыкальной программой «Серебряная симфония». Стихи В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой исполнили актеры Алексей Константинов, Тамара Зуева, Татьяна Абраменко, Владимир Галимов, Игорь Попов, Александр Семёнов, Оксана Старшинова, Анна Швецова, Никита Трошин, Ольга Сытенко, Валерий Зыбин. Поэтическая часть снова сменилась музыкальной: гости Дома Брюсова слушали прелюдии Рахманинова, Скрябина, арабески Дебюсси, джазовые баллады и блюзы 1920-х-30х гг. и русские народные песни в исполнении солистки Президентского оркестра Екатерины Черноусовой. А в завершение причудливой музыкально-поэтической композиции в разных музейных залах актрисы Юлия Половетская и Елена Аккуратова читали поэмы Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Для припозднившихся посетителей за час до полуночи началась интерактивная экскурсия. Сотрудники Дома Брюсова превратили путешествие по Серебряному веку в увлекательный хэппенинг. Начав, понятное дело, с символистов и чтения их стихов, Моника Орлова предложила желающим погадать на книге Федора Сологуба «Мелкий бес», помянула и легендарную «Башню» Вячеслава Иванова, где молодая Анна Ахматова впервые прочитала свою «Песню последней встречи». Коллеге подыграла Елизавета Костаки, буквально продемонстрировав знаменитое «....Я на правую руку надела перчатку с левой руки...». И препроводила завороженных слушателей в соседний зал, где Наталья Намозова в испанистом чёрном платье рассказала им об акмеистах, а потом все уютно читали вслух Ахматову, Волошина, Гумилева, Черубину де Габриак…

«Что за ерунду вы здесь слушаете, надо жить не прошлым, а будущим!» – ворвался в зал дерзкий субъект в цилиндре, маске и с незажженной сигарой в зубах (Вячеслав Мерцалов). Заинтригованная публика потянулась вслед за ним в зал футуризма, где Вячеслав звучно декламировал стихи Маяковского, Хлебникова и других футуристов. А в конце такой необычной экскурсии он предложил всем выбрать среди работ Малевича понравившиеся и попытаться скопировать их друг у друга на лицах, совсем в духе поэтов-авнгардистов.

Примерно в один и тот же поздний час в разных уголках Москвы братство неспящих в Гослитмузее решилось выступить в дождь и темноту, назад к обыденности, от которой, к счастью, иногда есть, где укрыться.





Ночь в музее Серебряного века

Возврат к списку