Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  Подробнее о музейных событиях
  4.  Зачем гладить картину утюгом?

Зачем гладить картину утюгом?

11 Декабря 2016 г.

Отдел: Дом И.С. Остроухова в Трубниках

Трудно не заметить и не запомнить картину «Ответственность на вас», занимающую на выставке «Квартирный вопрос» почти весь «кабинет Максима Горького». Долгое время эпическое полотно художников Анатолия Яр-Кравченко и Алексея Зарубина хранилась в запасниках Государственного литературного музея. На то, чтобы подготовить картину к выставке, у Лилии Борисенко, одного из реставраторов в мастерской реставрации масляной живописи Государственного исторического музея, был всего один месяц.

Мы поймали Лилию за работой и попросили рассказать об этапах реставрационной работы, трудностях и тайнах картины.

«Очевидно, картина уже реставрировалась ранее. Например, ее натянули на новый подрамник. До этого она лежала в рулоне, это можно увидеть по нитям холста, заломам. В таких случаях реставратор берет кисточку и восполняет утраты. В прошлую реставрацию это не было сделано, и ответственную миссию возложили на меня. Технология реставрации похожа на врачебную. Сначала мы залечиваем картину, чтобы от нее точно уже ничего не отвалилось (этот процесс называется консервация). Для профилактической заклейки я использую папиросную бумагу, которая при увлажнении расширяется, а при высыхании стягивается. Бумагу пропитываю специальным клеем из кроличьих шкурок. Это природный клей родственен проклейке холста, которую делают перед грунтовкой. Под действием температуры утюга заплатки стягиваются и возвращают фрагменты картины на свое место. После — буду удалять полевые загрязнения и подводить грунт. Если присмотреться, видно, что толщина живописи красочного слоя разная, где-то видно зерно холста. Специальным реставрационным грунтом я буду наращивать фактуру мазка. Как у всей советской живописи у картины есть особенность — краска кладется поверх нижнего слоя (особенность техники и „а-ля прима“) и плохо держится. После этого уже буду тонировать красками. На картине есть опасное место: большой скол. Тут мне придется дорисовать ухо, потому что то, что есть — ухо, скорее всего, другого человека. Кстати, стоит вопрос о рентгеновском исследовании картины. Так как есть предположение, что авторы зарисовали портреты Сталина и Ворошилова».

На фотографиях, сделанных два месяца назад, картина в реставрационных заплатках. Приходите на выставку сравнить «до» и «после».

P. S. Кстати, «возможно зарисованные» Сталин и Ворошилов — не единственная загадка и странность картины «Ответственность на вас». Хотите узнать больше? Записывайтесь на кураторский показ.

Фото: © Иван Бевз

Возврат к списку