Новости

Everybody lies: «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников»

26 июля 2016

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

15 июля, в день памяти Антона Павловича Чехова, в знаменитом «доме-комоде» на Садовой-Кудринской открылась выставка «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников». Впервые на всеобщее обозрение и суд вынесен вопрос о достоверности мемуаров как жанра. «Цель выставки не обличить кого-то во лжи, – рассказывает Эрнест Орлов, заведующий Домом-музеем А.П. Чехова, один из кураторов выставки, – но поговорить о свойстве памяти, о достоверности вообще. Нам бы хотелось, чтобы из всей разности, противоречивости этих текстов в итоге получился образ нашего писателя, живого человека».

На шести полотнах представлены отрывки из воспоминаний разных людей (кто-то знал Чехова близко, кто-то видел лишь однажды), спорящих о внешности писателя, его манере одеваться и говорить, характере, о том, был ли он скрытен в творчестве или нет. Пожалуй, самый яркий пример – цвет глаз Антона Павловича: даже в этом вопросе вспоминающие не могут сойтись во мнении. «Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью», – пишет Владимир Короленко. «В его серых, грустных глазах почти всегда мягко искрилась тонкая насмешка», – вспоминает Максим Горький. Но в документе, выданном таганрогской управой удостоверении, четко прописано: глаза – карие.

Посетителям выставки доступны ценнейшие экспонаты из фондов Гослитмузея – оригиналы воспоминаний, письма близких и знакомых писателя. Можно внимательно рассмотреть записи «короля репортеров» В.И. Гиляровского, воспоминания вдовы известнейшего предпринимателя и мецената З.Г. Морозовой, никогда не публиковавшиеся мемуары А.Г. Чеховой, письмо Л. Бакста. Э.Д. Орлов обратил внимание на мемуары художницы Марии Тимофеевны Дроздовой, которые во многом дали название выставке. «Эти воспоминания прошли редактуры сестры Чехова, Марии Павловны; её карандашные заметки мы видим на полях. Есть момент, где Мария Тимофеевна вспоминает, что Чехов любил ловить рыбу, но на пруду в Мелихове его можно было увидеть очень редко. Мария Павловна прокомментировала: «Вот врёт!».

О том, что врут все, свидетельствуют не только тексты: на выставке представлены фотомонтажи, сделанные еще при жизни писателя. Так, с известной фотографии «Чехов и Толстой в Гаспре» были удалены «лишние» родственники Толстого. А вот встречи Чехова, Горького и Толстого никогда не было, Горького «добавил» позже фотограф М.П. Дмитриев. Но в дореволюционной России именно это изображение титанов литературы широко тиражировалось на почтовых открытках.

Подробнее об интереснейших экспонатах и о том, как факт превращается в артефакт, можно узнать на экскурсиях, которые для всех желающих проведут кураторы выставки – Э.Д. Орлов и В.С. Зайцев. Расписание кураторских показов можно посмотреть здесь.

Юлия Глотова