Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  Подробнее о музейных событиях
  4.  Неоконченный концерт художника

Неоконченный концерт художника

В Доме-музее М.Ю. Лермонтова на Малой Молчановке открылась выставка работ художника Давида Рубинштейна.

Что за звуки! Неподвижен
Внемлю Сладким звукам я,
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.

(М.Ю. Лермонтов «Звуки»)

Едва ли есть в русской литературе поэт более музыкальный, чем Михаил Юрьевич Лермонтов. Литературовед и непревзойденный рассказчик И.Л. Андроников писал, что поэзия Лермонтова – это «высочайшее торжество музыки слова, мелодии стиха, музыкального движения речи». Словом «напевный» охарактеризовал лермонтовский стиль другой литературовед – Б.М. Эйхенбаум.

Лермонтов обладал уникальным слухом. Судьба его «Казачьей колыбельной песни» весьма показательна. Написанная, по преданию, в станице Червленой на Тереке под впечатлением колыбельной, которую пела казачка, убаюкивающая ребенка, она через годы вернулась в народ, и в терских станицах до сих пор распевают ее, не подвергнутую практически никаким изменениям.

«По-прежнему ли вы играете увертюру «Немой из Портичи», — обращалась к юному поэту в письме подруга А.М. Верещагина. — Поете ли вы дуэт из «Семирамиды», столь памятный, поете ли вы как раньше во все горло и до потери дыхания?»

Современники вспоминали: Лермонтов действительно неплохо пел. Играл же на четырех музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепьяно и гитаре.

Выставка из частной коллекции «Неоконченный концерт» (куратор А.И. Спивак), открывшаяся на Малой Молчановке 19 мая, имеет целью опосредованно рассказать о том, какое влияние оказала музыка на Лермонтова.

Имя неординарного художника Давида Исааковича Рубинштейна, к сожалению, почти забыто сегодня. Родившийся в начале XX века в Одессе, он большую часть жизни провел в Москве. Участвовал во многих выставках, но умирал в забвении. В 1988 году на Беговой улице в зале МОСХ открылась персональная выставка художника. С тех пор Рубинштейн больше не выставлялся.

Идеалом в искусстве служила художнику эпоха Возрождения. До последних дней жизни он открывал для себя что-то новое, старательно копируя работы старых мастеров. Отсюда такое по-королевски мощное, уверенное владение художественными инструментами, прежде всего, карандашом.

Рубинштейн, как и Лермонтов, не представлял жизни без классической музыки. Среди 14 работ, представленных в первом зале, особенного внимания заслуживают две, имеющие несомненную культурно-историческую ценность. Это прижизненные портреты выдающегося пианиста Святослава Рихтера и балетмейстера, основателя первого в СССР профессионального ансамбля народного танца Игоря Моисеева.

Во втором зале – несколько рисунков, расширяющих представление о тематической направленности графики Рубинштейна. В том числе автопортрет художника периода Великой Отечественной войны.

«Неоконченный концерт» — это наброски, эскизы, зарисовки мастера, не сказавшего при жизни последнего слова.

Выставка продолжит работу до 11 сентября.

Возврат к списку