Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  Подробнее о музейных событиях
  4.  «Россия читающая»: медленно перелистываем страницы в электричке

«Россия читающая»: медленно перелистываем страницы в электричке

13 Октября 2015 г.

На выставке Гослитмузея «Россия читающая», которая проходит до 15 ноября в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке, экспонаты не молчат, а оживают, когда к ним обращаются экскурсоводы и авторы образовательных проектов. Одним из таких проводников в мире литературы стал научный сотрудник ГЛМ и преподаватель гимназии №1514  Антон Скулачев. Антон придумал проект «Культовые книги: читаем медленно», который сравнивает с прогулкой пешком: можно не только дойти из точки А в точку В, но и насладиться видом, ароматами, встретить приятного попутчика. И заметить ранее упущенное.


Перед чтением он обычно сначала устраивает небольшую экскурсию по выставке, а затем предлагает вместе поискать тайные смыслы в произведениях, знаковых для многих поколений. Читатели уже успели обсудить роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и поэму «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. А в минувшее воскресенье, вольготно рассевшись в  импровизированном вагоне электрички (есть на выставке зал, где стоят такие знакомые нам с детства деревянные  скамьи), участники  этого необычного обсуждения вспоминали и перечитывали книгу И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».


«Этот плутовской роман весь наполнен культовыми именами и литературными аллюзиями», – уверен Антон Скулачев. Уже в первых строках («В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться,остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть») мы наталкиваемся на явные ассоциации с «Мертвыми душами» Н. Гоголя, его же «Ревизором» и рядом других классических произведений русской литературы.  Идя от фразы к фразе, от страницы к странице, неожиданно для себя начинаешь понимать, почему эта книга никогда не запрещалась при советской власти и почему она, тем не менее, воспринимается нами как злейшая сатира на большевиков, хотя ее авторы вроде бы хотели всего-навсего высмеять Остапа Бендера, уклоняющегося от строительства коммунизма.

Возврат к списку