Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  Подробнее о музейных событиях
  4.  «Лучше быть один год разбойником в Шервудском лесу...»

«Лучше быть один год разбойником в Шервудском лесу...»

10 Июля 2015 г.

6 июня Государственный литературный музей открыл выставочный проект «Россия читающая» в Государственном музее А.С. Пушкина. Это первый опыт обращения именно к истории чтения и читателя в пространстве литературного музея. Здесь есть и специальная детская зона, о которой нам рассказал один из художников выставки – Олег Николаев (Бюро «АртТерра»).
Беседовала Александра Рэдулеску.

Расскажите, пожалуйста, что ждет на выставке наших самых маленьких гостей.

Олег Николаев: Мы хотели дать детям возможность совершить путешествие по мирам, порожденным самыми популярными, хрестоматийными детскими книгами. Этот замысел пересекается с общей концепцией выставки, потому что во взрослой экспозиции тоже есть очень важные темы – книги, которые остаются навсегда, те, что входят в круг чтения определенных эпох, и те, которые становятся культовыми. Каждый экспонат в детском зале посвящен одному или нескольким произведениям одного автора. В центре у нас находится литературный маяк, и в нем представлены те авторы и произведения, о которых идет речь на выставке, а также фотографии детей разных эпох с книжками, с писателями. Вот, например, Маршак с детьми.



А на какой возраст детей рассчитана выставка?

Олег Николаев: Да на любой, хотя в основном, конечно, с семи до десяти лет – детей младшего школьного возраста. Правда, обычно мы рассчитываем на то, что посетители придут с семьей, у нас всем найдется занятие.

Детям можно будет играть прямо здесь, в зале?

Олег Николаев: Конечно, у нас все экспонаты интерактивные, их можно трогать, играть с ними – кроме тех, которые находятся в маяке, там единственные подлинные экспонаты.

Тогда расскажите немного про ваши любимые экспонаты.

При дворе у королевы

Олег Николаев: Вот у нас такой сюжет – английские народные песенки в переводе Маршака. Поскольку это народные тексты, в них заложены очень важные механизмы, универсальные модели, от собственно текстовых, поэтических до философских, логических, каких угодно. Например, простейшее стихотворение – «Где ты была сегодня, киска?» Мы разобрались, что в основе этого стихотворения лежит очень важная философская модель – человек видит то, что он может увидеть. И поэтому мы решили подумать: а что бы, например, при дворе увидел трубочист, что – плотник или сэр Френсис Дрейк, например?



Ага, это можно увидеть, если смотреть вот в эти специальные отверстия в ящичке?

Олег Николаев: Да, там картинки: трубочист видит камин, плотник – деревянный трон, а сэр Френсис Дрейк, который служил королеве, естественно, видит саму королеву. Ну, а киска видит мышку. У нас здесь еще есть тексты – английский вариант и подстрочный перевод, и если придет группа языковой школы, то дети совершенно спокойно могут с этим поиграть, сравнить, например, оригинал с переводом Чуковского.

Пирог на елке

Олег Николаев: А это вот елка. Есть такое стихотворение, тоже Маршака:

Пирог сидел на елке,
Пирог сидел на елке,
На елке, на иголке.
А спрыгнуть он не мог.

Но вот он спрыгнул с ели,
На землю спрыгнул с ели,
И тут его мы съели.
Наш праздничный пирог.

Наша елка – очень удачная вещь для того, чтобы поиграть с рифмой. Здесь внизу на елке кармашки, а на них названия деревьев. Предлагается придумать – что было бы, если бы пирог сидел на березе? Или на иве? «Пирог сидел на сосне – съели его во сне».



«Пирог сидел на осине – мы его не осилили», что угодно.

Пирог сидел на березе… не пирог, а слезы?

Олег Николаев: Да-да-да, совершенно верно!

История про звероловов

Олег Николаев: Вот эта история тоже очень поучительная. «Три смелых зверолова охотились в лесах» – знаете стихотворение? Вот у нас ящик с тремя отверстиями, засуньте туда руку.

А это не опасно?

Олег Николаев: Нет-нет-нет, главное – сразу не вынимайте! Надо сначала понять, что там. Пощупать и определить, что там находится.

О, олень! Я угадала!

Олег Николаев: Да, звероловы в стихотворении тоже, когда смотрят, видят не то, что нужно. Только первый говорит правильно – месяц, а остальные все путают. У нас тут еще блин и белочка, угадать не так-то легко!

Тяни-толкай

Олег Николаев: А это – про поэтический ритм. Ритм, мы знаем, можно пропрыгать в классе, можно простучать, прозвенеть – как угодно. Мы здесь предлагаем ритм прокачать на качелях. Это – Тяни-толкай, оттуда же, из «Доктора Айболита», участники сидят на нем спинами друг другу, и у каждого  перед глазами текст с пропущенными строчками. У одного первая, у другого вторая. Раскачиваясь, они будут по очереди произносить строчки, так получится это стихотворение из «Мойдодыра».



Лесные корреспонденты

Ой, это, кажется, лес.

Олег Николаев: Это – «Лесная газета» Бианки, вещь, с одной стороны, больше забытая, чем Маршак и Чуковский. Но, когда мы ее перечитали, совершенно обалдели, текст потрясающий, жутко интересный, очень увлекательный, и здесь мы предлагаем посетителям примерить на себя две роли: натуралиста и спецкора лесной газеты. Вот у нас четыре секции – весна, лето, осень, зима, там будут лежать задания, их можно доставать и разгадывать, а потом создавать свою заметку. Здесь текст Бианки, а дальше вопросы: «А когда большой ветер в лесу – что происходит? Что, как корреспондент, вы заметили?» Вот тут сделаны рубрики – «Лесные обычаи»,  «Репортажи» и так далее.



Дети сами будут это писать и сюда прикреплять?

Олег Николаев: Да, писать и создавать свою газету.

«Проглотил он средь морей три десятка кораблей…»

Олег Николаев: Это – сказка «Конек-горбунок». Совершенно потрясающий текст, у нас тут, как и везде, цитата. А это – кит, тот самый, знаменитый, у него на спине пластилин. Дети будут из него лепить жителей деревни. Я сам в детстве совершенно не мог оторваться от этой картинки, где у кита на спине дома, деревья, люди… И еще здесь детям предлагается сложить из бумажек кораблики и вставить вот сюда, в прорези – получится, что они  как бы выплывают из пасти кита. А на бумажках четверостишие из Ершова, которое сначала надо прочитать и вставить пропущенное слово.



Том Сойер

Олег Николаев: Это про Тома Сойера и его мечты. Он мечтал быть разбойником, индейцем, пиратом. Тут даже его фраза висит – «Лучше быть один год разбойником в Шервудском лесу, чем всю жизнь – президентом Соединенных Штатов». Мы предлагаем детям поделиться своими мечтами, можно и записать, и на прищепочки повесить.



А забор не нужно будет красить?

Олег Николаев: Ну, на нем можно при желании просто рисовать или отодвинуть доску – а за ней видны изображения мечты Тома Сойера. А здесь можно искать клад или просто рисовать песком, или учиться завязывать морские узлы – вот специальная доска с веревочками и картинками.

У меня устричный узел все никак не получается завязать.

Олег Николаев: Ну, все впереди.



Выставка «Россия читающая» продлится до 15 ноября

Государственный музей А.С. Пушкина
Пречистенка, 12

© В публикации использованы фото Олега Николаева

Возврат к списку