Новости

Директор ГЛМ выступил с докладом о роли литературного музея в формировании истории литературы

26 марта 2015

24 марта 2015 года в Государственном историческом музее открылся двухдневный семинар «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки». Среди организаторов семинара – Государственный исторический музей, Государственный литературный музей, Институт российской истории РАН, Институт археологии РАН, Российское общество «Интеллектуальная история», и ассоциация «История и компьютер». Информационный партнер семинара – сайт «Источниковедение.ru».

На первом заседании директор ГЛМ Д.П. Бак рассказал о задачах литературного музея в связи с формированием и изучением истории литературы.

«История литературы – это всегда история мнений, история литературных репутаций, иерархий и канонов. И в этом смысле у нее есть некая автономия от исторической науки. История литературы в момент, когда она складывается, представляет собой картину, отличающуюся от тех представлений, которые мы имеем в виду, когда конструируем свое литературное прошлое. Канонические представления о прошлом составляются из соотношения «классических» произведений и авторов, существующих на фоне авторов и произведений «второстепенных». По мнению докладчика, литературный музей в свете сказанного имеет свои специфические задачи.

«Одна из главных задач литературного музея состоит в том, чтобы проследить процесс становления истории литературы, более того – участвовать в нем. Музей не просто пассивный регистратор историко-литературных фактов, но и один из основных инструментов канонизации, сам факт присутствия в музее тех или иных авторов является индикатором их вхождения в историю литературы».

Особенно важно, по словам Бака, выстроить историю русской литературы ХХ века. Известны две ее альтернативные версии. В советское время среди крупнейших писателей назывались Шолохов, Леонов, Фадеев, а также Серафимович, Н. Островский, Гладков и другие. В постсоветские годы на их месте оказались Булгаков, Платонов, Замятин… Необходимо прояснить историко-литературные механизмы формирования истории литературы, тогда можно будет сделать шаг к созданию непротиворечивой истории русской литературы прошлого столетия, в которой найдут свое место, говоря условно, и «Лолита», и «Как закалялась сталь».

«Данная задача для Государственного литературного музея не является схоластической, отвлечённой, она организует его выставочную работу. В этом году, который, как известно, объявлен в Российской Федерации Годом литературы, ГЛМ проводит фестиваль «Литературные сезоны», его центральным событием станет выставка «Человек читающий: истории чтения в России», которая отразит наши позиции в отношении необходимости участия музея в формировании истории литературы», – отметил Д.П. Бак.

«Кроме того, выставочная деятельность тоже должна быть подсвечена историко-литературным взглядом, предметами выставок должны быть не только биографии писателей, явления, связанные с появлением и функционированием литературных текстов, но и разные факты именно истории литературы. Например, литературоцентризм. Причины формирования этого феномена в русской культуре вполне можно представить пластически, и мы над этим работаем. Явление будет разложено на множество составляющих, которые сложатся в причинно-следственную цепь фактов и обстоятельств. Так получается, что для нас не менее важен роман «Отцы и дети» Тургенева, чем факт передачи цензуры из ведомства Министерства народного просвещения в 1862 году в ведомство Министерства внутренних дел».

После Дмитрия Бака выступила Евгения Воронцова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, заведующая сектором издательских проектов редакционно-издательского отдела Государственного литературного музея. Она рассказала о теории, методологии и практике деятельности музея в информационном обеспечении исторической науки. Доклад Воронцовой был выслушан с большим интересом, поскольку именно она является автором идеи семинара «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки», инициатором  его проведения и разработчиком концепции.