Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Век кинематографа еще не завершен

Век кинематографа еще не завершен

17 Октября 2017 г.

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

11 октября в Доме-музее А. И. Герцена прошла творческая встреча с президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России и ведущим телепрограммы «Культ кино» на канале «Россия К» Кириллом Разлоговым.

Представляя его гостям, заведующая музеем Ирена Желвакова спросила: «Есть ли у кино будущее?» — «Будущего у такого производственного и одновременного авторского кино, как великий фильм Франсуа Трюффо „Американская ночь“ (фрагменты этой картины были показаны на вечере — ред), снятый в 1960-е годы, не будет. Но у голливудского и „фестивального“ кинематографа будущее, конечно, есть», — ответил лектор, приведя множество доказательств в пользу своей концепции.

Пропуская историю мирового кинематографа сквозь призму личного восприятия, Кирилл Эмильевич вспомнил и о своем детстве. «В 1960-м моего отца послали работать во Францию, и наша семья переехала вместе с ним. Это было временем „новой волны“, поэтому я бегал смотреть киношедевры Феллини, Антониони, Висконти и моего любимого Трюффо. О кинематографе тогда все говорили, его знали. Помню, как на набережной Круазет в Каннах смог познакомиться с Франсуа Тюффо и его любимыми актрисами. К сожалению, после развода родителей нам с мамой пришлось уехать обратно в Советский Союз, поэтому я не успел посмотреть все, что хотелось из французского кино», — рассказал Кирилл Разлогов.

По мнению крупнейшего историка кино, сегодня кинематограф стал по большей части индустрией развлечений, поэтому только Интернет способен соединить вместе любителей авторского кино и обычных зрителей, уставших от подростковых голливудских фильмов-катастроф или экранизации комиксов. «В моей юности была совершенна иная, нежели сегодня, система оценки фильмов. Если картину видел один Господь или очень небольшая группа синефилов-знатоков, значит, это настоящий шедевр и надо найти возможность его посмотреть. А сегодня успех фильма определяет касса», — с сожалением констатировал теоретик кинематографа и автор 17 книг о его истории. Впрочем, по его наблюдениям, в первую очередь именно благодаря сети успешно развиваются «короткий метр», документальное кино и авторская анимация. Да и кинотеатры, к счастью, пока еще не исчезли: они сегодня соединены с торговыми центрами и поэтому будут востребованы еще долгое время. Размышляя о ситуации в мировом киноискусстве и тесно связанной с ним киноиндустрии, Кирилл Разлогов не обошел вниманием и наиболее заметные медийные события последнего времени. Так, комментируя скандал вокруг сексуальных похождений продюсера многих известных картин Х. Вайнштейна, он заметил: «Практика романов между актрисами и крупными продюсерами широко распространена в Голливуде с давних пор. Почему же именно сегодня она привлекла такое обостренное общественное внимание? Я думаю, что это связано с разборками в борьбе за контроль над крупнейшей в мире продюсерской компанией, основанной самим Вайнштейном».

Естественно, что в разговоре о будущем не были обойдены и проблемы отечественного кинематографа. С одной стороны, он, по словам лектора, на подъеме. С другой, все еще проигрывает Голливуду сражение за «кассу», то есть за зрительский интерес. Это серьезный вызов, но Кирилл Разлогов, тем не менее, категорически не согласен с идеями квотирования киноиндустрии и введения разного рода запретительных мер на показ иностранных фильмов в нашей стране. Российское кино должно доказывать свою жизнеспособность не уходом от конкуренции, а собственными успехами. Вероятно, поэтому и вечер завершился показом нового фильма молодого российского режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» с участием Алексея Серебрякова, Евгения Ткачука и Андрея Смирнова.

Константин Чупринин

Возврат к списку