Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Сент-Экзюпери невозможен без самолетов

Сент-Экзюпери невозможен без самолетов

22 Мая 2017 г.

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

Заключительная в этом сезоне лекция цикла «Профдеформация» прошла 18 мая в Доме-музее А. П. Чехова. В течение года слушатели курса пытались понять, как профессия писателя врастает в жизнь и текст, как ремесло отражается в творчестве и чем сложен профессиональный выбор. На этот раз попробовали разобраться, возможен ли Сент-Экзюпери без самолетов. О полетах автора культовой сказки «Маленький принц» наяву и в тексте рассказал Мстислав Листов, летчик-испытатель, президент фонда «Мир Сент-Экзюпери» и Библиотеки-Культурного центра им. Антуана де Сент-Экзюпери.

С 1926 года Сент-Экзюпери доставлял авиапочту в Дакар, Касабланку и Южную Америку. Он служил испытателем гидропланов и летчиком-разведчиком во время Второй мировой войны. Сент-Экзюпери удостоился звания кавалера ордена Почётного Легиона, выжил в нескольких катастрофах и исчез с радаров 31 июля 1944 года, когда отправился на разведку с острова Корсика. Мстислав Листов подробно рассказал о том, как мальчик из старинного графского рода, влюбившись в небо, решил стать пилотом, как одновременно складывались его лётная и литературная карьера.

«Специалист в авиации и машиностроении» — так в предисловии к первой публикации в литературном журнале Le Navire d’Argent охарактеризовал автора-дебютанта редактор Жан Прево, признаваясь в том, что был поражен, с каким умением этому технику авиамастерской удается передать свои ощущения полета. «Все летчики любят Сент-Экзюпери, потому что никто еще не написал об авиации лучше», — объяснил свои интерес к творчеству писателя Мстислав Листов. Именно летчиком, а не писателем, по словам лектора, считал себя автор сборника «Планета людей», романа «Ночной полет» и сказки «Маленький принц». Сент-Экзюпери не хотел, чтобы его литературная известность мешала карьере пилота. По предположению Мстислава Листова, именно это и произошло, когда на многочисленные просьбы вернуть его из резерва, дать возможность летать, писатель получал отказ. Возможно, пренебрежительная резолюция генерала Шарля де Голля: «Хорошо, что не у дел. Пусть там и остается», — на одном из рапортов, поданных в защиту, была попыткой сберечь Сент-Экзюпери для литературы. Но те, кто пытался оградить его от опасных полетов, не знали, что без них он просто не может писать.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Голдман


О прошедших лекциях цикла «Профдеформация»:

Возврат к списку