Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Письма Беллы

Письма Беллы

17 Мая 2017 г.

Отдел: Музей Серебряного века

12 мая в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля, в отделе «Музей Серебряного века», прошла презентация книги Б. Мессерера «Письма Беллы». Жанр этого издания — совершенно особый. Его можно было бы назвать эпистолярным, однако письма Беллы Ахмадулиной мужу, художнику Борису Мессереру, дополнены своего рода ответами в виде рисунков и акварелей, а также его развернутыми комментариями к разным обстоятельствам и персонажам, упоминаемым в переписке. Все это не только делает книгу литературно-художественным событием, но и воссоздает для читателя контекст целой эпохи, охватывающей примерно четверть века.

На презентации заведующий Музеем Серебряного века Михаил Шапошников заметил, что этим событием завершается юбилейная выставка Беллы Ахмадулиной «Пришла и говорю», где можно было увидеть живописные портреты поэта. «В книге представлены письма Беллы, а у нас на выставке есть ее рукописи, и почерк, каким это было написано, передает нам, мне кажется, момент творческого озарения поэта», — сказал он.

По мнению директора Гослитмузея Дмитрия Бака, выставка, которая прошла в музее с таким успехом, есть пусть небольшой, но существенный вклад в празднование 80-летия Ахмадулиной. «Наш музей, — заметил Бак, — сейчас стал носить другое название, потому что мы не только музей истории литературы, но и музей книжной культуры, музей чтения, музей технологии, наконец, музей диалога искусств. Мы стараемся выйти за пределы узколитературного поля. И то, что здесь происходит сегодня, — живой пример того, чего мы хотим достигнуть. Это пример того, как в одном месте сосуществуют живопись, графика, поэзия и музыка. Эпоха шестидесятых продолжает жить в культуре, чему наглядное подтверждение и наша выставка, и открытие Культурного центра А. А. Вознесенского. Я уверен, что те, кто творил в конце 1950-х — начале 1960-х годов, ничем не меньше по масштабу, чем современники Блока или Баратынского. Что касается книги Б. Мессерера, то все мы знаем, какими трудами она давалась художнику, сколько в нее вложено души и чувства».

Борис Мессерер поблагодарил устроителей выставки и гостей, пришедших на неё. И особенно — всех, кто помогал ему делать эту книгу: редакторам и дизайнерам издательства «Арт Волхонка». «Без тяжелейшей работы с макетом книги, когда каждую страницу приходилось делать вручную, у нас ничего бы не получилось, — сказал он. 

Выступая на презентации, директор издательства «Арт Волхонка» Ирина Лебедева поделилась своей уверенностью в том, что в новой книге читатели увидят образ живой Беллы Ахмадулиной. Работа редакторов, дизайнеров, корректоров была, по ее словам, круглосуточной и по-настоящему творческой, чтобы адекватно представить и каждую строчку большого поэта, и ее перекличку с мужем. «Действительно, — подтвердил Д. П. Бак слова издателя, — и эта книга, и письма двух творцов друг другу есть вдохновляющий пример того, как из череды трудностей, горя и испытаний, которых было немало в эпоху шестидесятых, вырастает нежное чувство счастья».

«Работать с таким автором, — сказала Наталья Соломатина, главный редактор „Арт Волхонки“, — большая честь и особая ответственность. Мы вместе стремились к тому, чтобы книга получалась очень эмоциональной, открытой и личной. В ней несомненно есть эффект присутствия и самого Бориса Асафовича, и ушедшей от нас Беллы Ахатовны. Убеждена, что эти чувства, эту энергетику почувствуют и читатели».

Встречу завершило выступление дизайнера книги Натальи Листер, которая, вспоминая два года совместной работы с Борисом Мессерером, отметила, что «войти в этот материал очень сложно, но, окунувшись в него, вы получите незабываемые впечатления, и яркий образ Беллы Ахмадулиной вас уже никогда не покинет».

Константин Чупринин

Источник фото: Facebook издательства «Арт Волхонка»

Возврат к списку