Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Творческий вечер Юрия Норштейна

Творческий вечер Юрия Норштейна

6 декабря в Доме И. С. Остроухова прошла встреча с легендарным художником-мультипликатором Юрием Борисовичем Норштейном.

Режиссер культовых мультипликационных фильмов («Ёжик в тумане», «Сказка сказок», «Шинель») решил начать свой творческий вечер с показа короткого мультфильма, сделанного и подаренного ему трехлетним мальчиком Даниилом Иткиным. Тридцатисекундный мультик, снятый по мотивам русской народной сказки, заканчивается фразой «и спорили они долго и счастливо». Творческий вечер Юрия Норштейна стал таким счастливым спором с реальностью. С «яростным вдохновением» (только так, по словам Норштейна, надо трудиться) Юрий Борисович рассказал о том состоянии российской мультипликации сегодня, в эпоху, которая «негативно действует на поджелудочную железу».

Грустный, но важный разговор ненадолго прерывался, когда на экране появлялись кадры из мультипликационных фильмов Норштейна. Гостям вечера посчастливилось увидеть не только любимые и хорошо знакомые мультфильмы, но и те, что, к большому сожалению, остаются неизвестными широкому кругу зрителей: очаровательная заставка к программе «Спокойной ночи, малыши», завораживающий фильм «Зимние дни», снятый для Японии. О своей любви к стране восходящего солнца Юрий Борисович рассказывал долго: «На меня очень сильное влияние оказало японское изобразительно искусство, его простота, внимание к деталям, к детали как к пространственному явлению». Надо сказать, что любовь Норштейна к Японии взаимна: японцы снимают документальный фильм о легендарном русском мультипликаторе, в Японии Юрий Борисович преподаёт, дружит с самым известным европейскому зрителю азиатским мультипликатором Хаяо Миядзаки.

Рассказывая о своей работе над «Шинелью», Юрий Борисович вывел важную формулу, которая действительна, пожалуй, не только для мультипликации: «Что такое соотношение текста литературного и кинематографического? Здесь гораздо большее значение имеет то, что Гоголь не написал, а не то, что он написал. Надо чувствовать развитие действия в паузах».

В завершении вечера кто-то из зрителей передал записку: «А какие стихи вы любите?». И Юрий Борисович с удовольствием прочитал стихотворение аргентинского поэта Хуана Хельмана «Пишу я стихи», которое, по его мнению, прекрасно рассказывает о жизни любого художника.

…если нельзя воробьем — то, наверное, лучше каменотёсом
быть, например,
или дрова рубить или туристов возить
на лодке — так, чтобы от вёсел зудели плечи.
но пусть не лучше, но легче.
послушай, друг мой, суровый,
прошу я тебе как брата: давай поменяемся, я подарю тебе — музыку слова,
а ты мне: кирку, лопату.
и в поте лица своего — искуплю я грехи свои
и забуду я рифмы, глаголы, кавычки.
но только немного,
немного
оставь мне от этой проклятой привычки — писать стихи.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Голдман

Возврат к списку