Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Александр Архангельский в гостях у музея Герцена

Александр Архангельский в гостях у музея Герцена

20 Ноября 2016 г.

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

17 ноября гостем Дома-музея А. И. Герцена стал писатель, журналист, автор и ведущий телевизионной программы «Тем временем» и ряда других проектов Александр Архангельский. Его встреча с читателями в стенах этого музея далеко не первая — об этом во вступительном слове собравшимся напомнила заведующая музеем Ирена Желвакова.

В этот раз Александр Николаевич представил сатирическую повесть «Правило Муравчика. Сказка про бога, котов и собак». Речь в этой фантастической истории, впервые напечатанной в журнале «Знамя», а затем вышедшей отдельным изданием, идет о том, как бы жили и воевали друг с другом кошки и собаки, если бы их бог (человек, хозяин) вдруг исчез. Писатель предполагает, что его книгу будет интересно читать как детям, так и взрослым, которые увидят в ней аллюзии на многие политические события недавнего прошлого. Так разговор на вечере быстро перешел от обсуждения литературы к вопросам, непосредственно связанным с нашей реальностью.

Александр Архангельский преподаёт в Высшей школе экономики, и за последние семь лет записал цикл видеолекций для детей, а также вместе с коллегами подготовил серию учебников по русской литературе с пятого по девятый класс. Он надеется, что эти работы до весны пройдут экспертизу Министерства образования и будут рекомендованы для российских школ.

На вечере в герценовском музее было представлено несколько таких видеоуроков. Один из них посвящен «Бедной Лизе» Н. Карамзина, второй изучению Корана, Библии и других священных книг как литературных памятников. А. Архангельский уверен, что к нынешнему поколению школьников обязательно нужно обращаться с экрана компьютера, говорить на языке продвинутых мультимедийных технологий и активно внедрять их в образовательный процесс. Даже тексты классиков русской литературы, по его мнению, нуждаются в компьютерном комментировании. Например, такой проект, посвященный пушкинской «Капитанской дочке», недавно выпустила бывшая студентка Архангельского. Читая с экрана это хрестоматийное произведение, можно пройти по гиперссылкам и лучше понять смысл многих устаревших слов, получить качественный комментарий к культурным и историческим реалиям того времени.

Безусловно, заслуживает внимания и то, что в свои учебники, рассчитанные, прежде всего, на детей из гуманитарных гимназий, автор последовательно включает фрагменты текстов современных писателей. Например, если речь идет о Древней Руси, то школьникам предлагается ознакомиться с романом Евгения Водолазкина «Лавр». А если урок посвящён ГУЛАГу и сталинским репрессиям, то приводится фрагмент «Обители» Захара Прилепина. «Я против любого цензурирования школьных учебников, поэтому ввожу туда и тех писателей, с которыми часто идеологически не согласен, в случае, когда их тексты сделаны очень качественно», — объяснил свою позицию Александр Архангельский.

Многочисленные гости, пришедшие на вечер, буквально засыпали автора вопросами. Спрашивали и о его отношении к ЕГЭ (он был против его введения, но отменять считает нецелесообразным), и о сближении разных предметов в рамках школьного курса, и о целесообразности создания некоего единого учебника (писатель категорически против этого), и о передовых американских и европейских методиках преподавания (по мнению Архангельского, они мало применимы к преподаванию русской литературы), и о других дискуссионных вопросах, касающихся сферы образования.

Константин Чупринин

Возврат к списку