Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  В музее Достоевского исполнили арии из мюзикла «Преступление и наказание»

В музее Достоевского исполнили арии из мюзикла «Преступление и наказание»

Родион Раскольников — суперзвезда

В этом году отмечается 150-летие со дня выхода в свет романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Это знаковое для культуры событие стало непосредственным поводом для того, чтобы 17 ноября в гости к сотрудникам Музея-квартиры Достоевского заглянули режиссер рок-оперы «Преступление и наказание» Андрей Кончаловский, продюсер Давид Смелянский и композитор Эдуард Артемьев. Постановка идёт на сцене Московского театра мюзикла. «Для меня Достоевский — первый из европейских писателей, который не только показал природу зла, выявив его амбивалентность, но и в своем главном романе представил доказательства, оправдывающие это зло. Он в этом смысле, несомненно, предшественник Ницше», — сказал на вечере в музее Андрей Кончаловский.

Рок-опера была задумана им еще 35 лет назад, в 1970-е годы, после того как на сценических подмостках всего мира с успехом прошел музыкальный спектакль «Иисус Христос — суперзвезда». Режиссер подумал тогда, что если Новый Завет можно представить в виде рок-оперы, то «Преступлением и наказанием» нужно заняться и подавно. Тем более, в одном из писем Достоевский сказал, что разрешает ставить свой роман на сцене и менять в нем все, что угодно, кроме основной идеи. Кончаловский очень долго работал над сценарием будущего спектакля, потом уехал на десять лет в Америку, и уже только во время перестройки вместе с поэтом Юрием Ряшенцевым и композитором Эдуардом Артемьевым стал готовить либретто к постановке.

Режиссер уверен, что сегодня его рок-опера абсолютно актуальна, и отнюдь не только за счет большого количества спецэффектов и блестящих оперных партий. К сожалению, до сих пор можно увидеть молодых людей, одержимых маниакальными идеями преобразования мира путём «маленького», казалось бы, преступления. Для режиссера эта опера -еще и попытка развернуть молодежь в сторону книги, он надеется, что, посмотрев спектакль, многие решат перечитать роман.

Композитор Эдуард Артемьев рассказал, что существует два варианта этой постановки. Один в рок-стиле (он и был поставлен), а в другом звучат православные песнопения и использована народная музыка. «Стихи Ряшенцева великолепны, и мне надо было преодолеть себя, поднять на ступеньку выше, чем я обычно стою, чтобы подобрать музыку к такой поэзии. Он сумел почти дословно переложить весь сюжет романа в стихи», — заметил композитор. Но Артемьев долго не мог преодолеть своего страха перед классиком и приступить к созданию партитуры. Тогда его очень взбодрили слова Андрея Кончаловского: «Да брось ты этого Достоевского, пиши музыку!». По словам продюсера Давида Смелянского, в спектакле впервые в России была использована технология 6D-видеомэппинга, которая позволила проецировать изображения на любой движущийся предмет. До этого такая технология использовалась только иностранными режиссерами-постановщиками и принесла мировую славу концертам Мадонны и представлениям Cirque du Soleil.

Спектакль получил очень высокую оценку критиков и номинирован на премию «Золотая маска» в 6 номинациях, в том числе «Лучший спектакль — мюзикл/оперетта». Актеры Московского театра мюзикла -исполнители ролей Раскольникова, Сони Мармеладовой и Свидригайлова — Александр Бобров, Мария Биорк и Евгений Вальц — в музейном зале под портретом Ф. М. Достоевского исполнили для зрителей свои партии из рок-оперы «Преступление и наказание». 20 января открывается новый сезон показа этого спектакля на сцене Московского театра мюзикла.

Константин Чупринин


Телеканал Москва-24, программа «Новости» — эфир 17.11.16 г.

Россия К, программа «Новости культуры» — эфир 18.11.16 г.

Возврат к списку