Новости

«Люди Гутенберга: профессии от корки до корки»: Сезон 2-й

3 ноября 2016

Отдел: Музей Серебряного века

31 октября в Музее Серебряного века открылся второй цикл лекций «Люди Гутенберга: профессии от корки до корки». Отныне по понедельникам, вплоть до 19 декабря, специалисты, эксперты книгоиздательского рынка будут вести семинары и мастер-классы по книжной профориентации. По словам координатора проекта Александры Гуськовой, «миссия» проекта – сформировать у участников представление об актуальных «книжных» профессиях, что поможет расширить представление об этой сфере и выбрать работу себе по душе.

Первым с лекцией о книгоиздании и четырех видах редактирования выступил независимый книгоиздатель Илья Бернштейн. Илья Бернштейн выкупает права на ту или иную книгу советского или современного российского писателя, написанную для детей или подростков, и создает ее заново: заказывает новые иллюстрации, пишет комментарии, избавляет издание от «цензурных» исправлений. Готовый творческий продукт он приносит в издательство и договаривается с ним о взаимовыгодной цене. В первой части своей лекции издатель-энтузиаст рассказал о том, как он совмещает роли технического и художественного редактора, продюсера и типографского работника. Большую часть рассказа он посвятил тому, как надо заказывать иллюстрации художникам и как их грамотно размещать на книжной странице при типографском наборе. Этот процесс достаточно сложен, надо совместить и художественные достоинства работы художника, и техническую составляющую при оформлении книги. Кроме того, каждый художник работает по-своему и не всегда точно выполняет задания заказчика, это надо учитывать при оформлении книги. Конкретные примеры того, как разные художники иллюстрируют один и тот же фрагмент текста книги, Илья Бернштейн демонстрировал всем гостям на большом экране.

Во второй части выступления лектор затронул тему типографики и того, как технически верстаются книги. Он кратко рассказал об истории издательского дела – от азов Евклидовой геометрии и средневековых изданий до сегодняшнего дня. В частности, на примере подготовленных им книг Илья Бернштейн показал, как надо и как не надо верстать книжные страницы, ставить абзацы, добавлять нумерацию, что делать с «провисающей» строкой на странице. Он уверен, что знать правила типографского набора необходимо, но верстая дизайнерские, авторские книги, возможно и нарушить эти правила, для того чтобы издание приобретало неповторимый, «штучный» облик.

Отвечая на многочисленные вопросы, Илья Бернштейн посоветовал несколько книг, из которых он узнал азы типографики и редакторского дела, а также рассказал забавные случаи из своей практики работы с издателями и художниками.

Константин Чупринин