Новости

Книжный TALK с Натальей Громовой. Литературный быт и литературное бытие

23 сентября 2016

Отдел: Дом И.С. Остроухова в Трубниках

Сезон Книжных Talk'ов открылся 21 сентября в Доме И.С. Остроухова. Предметом разговора в этот вечер стали сразу несколько книг Натальи Громовой, вышедшие в «Редакции Елены Шубиной»: «Пилигрим, или восхождение на Масличную гору»; подготовленные к публикации и прокомментированные воспоминания В. Малахиевой-Мирович «Маятник жизни моей... Дневник русской женщины. 1930-1954» и выпущенный издательством Corpus «Узел. Поэты. Дружбы. Разрывы. Из литературного быта конца 20-х–30-х годов».

Модератор вечера директор Гослитмузея Дмитрий Бак признался, что ему особенно приятно представлять «одного из любимейших современных авторов», отметив, что эта встреча предвещает важнейшее музейное событие года – открытие выставки «Квартирный вопрос». Выставка о литературном быте русских писателей советского периода откроется в Трубниковском переулке в середине ноября. «Метафора дома становится ключевой для этой эпохи. На выставке «Квартирный вопрос» мы попытаемся связать вопросы литературного быта и литературного бытия», – рассказал Дмитрий Бак. Поиском этой связи занимается в своих книгах и Наталья Громова. После выхода и триумфальной премиальной истории книги «Ключ» за Натальей Александровной закрепилось звание «специалиста по уходящей натуре», хотя сама писательница называет то, чем занимается, судьбоведением. «Наталья Громова – человек-жанр. Да, ее книги не академические литературоведческие труды, но это никак не беллетристика, хотя в них много личного»,– поделилась профессиональным мнением издатель книги Елена Шубина. Соединяя обрывки жизней, восстанавливая чужие судьбы по архивным материалам, в своих книгах Наталья Александровна воскрешает эпоху, и картонные образы литературных деятелей становятся объемными, человечными. «Книга “Узел” позволяет приблизиться к этим людям, – отмечает Леонид Видгоф. – Вот они, перед нами, со всеми своими достоинствами и пороками». Также известный экскурсовод, писатель и исследователь отметил колоссальный труд, «тысячи изученных архивных страниц», стоящих за каждой книгой Натальи Александровны.

«Мы все знаем отшлифованную историю советской литературы, мифологизированные имена и события. Но открываются ранее неизвестные архивы, и становится понятно, что история должна писаться заново», – выступила доктор филологических наук, профессор Элеонора Шафранская. Элеонора Федоровна подчеркнула, что подходить к написанию этой истории следует с особой аккуратностью, как это делает в своих книгах Наталья Громова, ставя в центр, казалось бы, второстепенных персонажей, потому что только так можно услышать подлинный гул эпохи.

Юлия Глотова