Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  О музее
  3.  Дом-музей А.П. Чехова
  4.  Экскурсии и лекции

Экскурсии, лекции, интерактивные занятия

Дом-музей А. П. Чехова (отдел Государственного литературного музея) проводит обзорные и тематические экскурсии и лекции, охватывающие весь жизненный и творческий путь писателя. Предлагаемая тематика лекций и экскурсий ориентирована на различные возрастные категории учащихся и взрослую аудиторию. Для старшеклассников, студентов и взрослых музей организует выездные лекции.

Экскурсии, лекции, интерактивные занятия проводятся по предварительным заявкам.

Телефоны: 8 495 691-61-54, 8 495 691-38-37
Электронная почта: muzchekhov@gmail.com

Экскурсии

Обзорная экскурсия по музею

Посетителям предоставляется уникальная возможность ощутить неповторимую атмосферу чеховского дома, экспозиция которого рассказывает не только о творческом пути писателя, но и о месте творческого наследия А. П. Чехова в русском и мировом культурном пространстве.

Для всех категорий посетителей.

Обзорная экскурсия по музею на английском языке

По предварительной записи.

Тематические экскурсии

«А. П. Чехов — врач. «Пишу и лечу…»

Рассказ об университетских годах А. П. Чехова, его особом отношении к выбранной профессии, врачебной практике в Звенигороде, Воскресенске и Мелихове и о роли медицины в формировании мировоззрения писателя, его творческого метода.

Для школьников 8–11 кл. и студентов.

«Ванька»

На примере рассказа А. П. Чехова «Ванька», написанного в доме-«комоде» на Садовой-Кудринской, школьники смогут понять, что авторская позиция выражается по-разному. А также узнают, что такое стиль художественной литературы и просторечия.

Для школьников 5–6 кл.

«Малая пресса Антоши Ч.»

На экскурсии посетители получат возможность погрузиться в литературный быт конца XIX века, когда писал рассказы и сценки Человек без селезёнки, Брат моего брата, Гайка № 9 — он же Антоша Ч. — для разнообразных газет и журналов, а также смогут отчасти испытать на себе, каково это — быть автором «малой прессы».

Для школьников 9—11 кл., студентов и взрослых посетителей.

«Маленький человек в коротком рассказе»

Цель экскурсии — напомнить об эволюции темы «маленького человека» в русской классической литературе: от Н. М. Карамзина до Ф. М. Достоевского. На экскурсии посетители узнают, чем «маленький человек» А. П. Чехова отличается от «маленького человека» в произведениях его предшественников и современников.

Для школьников 9-11кл. и студентов.

Интерактивные занятия

«Что такое музей?»

Это занятие — увлекательное путешествие в огромный и многообразный мир музеев. Ребята познакомятся с историей зарождения первых музеев, начиная со времен Древней Греции. Узнают, где и когда появились первые музеи в нашей стране. Примут участие в викторине «Угадай музей». Они научатся ориентироваться на музейной экспозиции, почувствуют себя музейными сотрудниками, попробовав поработать с музейными предметами. В конце занятия ребята дадут свое определение тому, что такое музей и подумают, какая вещь может положить начало их домашнему музею.

Для школьников 1–4 кл.

«Каштанка»

А. П. Чехов обладал удивительной способностью видеть мир глазами своих героев, даже если этот герой — маленькая рыжая собака Каштанка. Во время занятия ребята узнают увлекательную историю создания рассказа, почувствуют себя в роли любимых героев, разыграв одну из сценок, увидят мультфильм. В конце занятия ребята поделятся своим опытом общения с живым миром природы.

Для школьников 1–6 кл.

«Толстый и тонкий»

Занятие построено в форме диалога с аудиторией. В процессе «медленного чтения» рассказа ребята узнают о Петровской табели о рангах, о том, что такое тайный советник, коллежский асессор и столоначальник, какие привилегии давал орден Святого Станислава. Школьникам также будет интересно вспомнить, с какими древнегреческими персонажами, и почему именно с ними Чехов сравнил действующих лиц своего рассказа, который построен по принципу антитезы.

Для школьников 6–8 кл.

«Мальчики»

Цикл рассказов о детях занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. В основе этого занятия рассказ «Мальчики», в котором маленькие герои мечтают совершить увлекательное и опасное путешествие в Америку. Вслед за ними участники утренника по старой карте конца XIX века проложат свой путь на далекий континент. Ребята обратят особое внимание на психологические особенности характеров героев, познакомятся с первоначальным вариантом рассказа и выберут, какой вариант они считают наиболее интересным. В конце занятия мы поговорим о том, о каких путешествиях грезят ребята.

Для школьников 1–6 кл.

Лекции

Творчество А. П. Чехова 1890-х годов. «Ионыч»

«Несравненный художник, художник жизни», Чехов описывал жизнь такой, как она есть. Внимательно относясь к «больным» проблемам своего времени, в своих произведениях писатель отражал эти проблемы не с узко социальной точки зрения, а с общечеловеческой, гуманной позиции. При этом наибольшее авторское внимание уделялось миропониманию героя и его способности противостоять жизненным невзгодам и обывательским стереотипам среды. Именно с такой точки зрения представлен герой (точнее, антигерой) рассказа «Ионыч».

Для школьников 9–11 кл.

«Новаторство Чехова-драматурга»

В ходе лекции рассматриваются первые постановки чеховских пьес «Иванов» и «Леший», написанных в доме на Садовой-Кудринской. Особое внимание уделяется премьере пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра и её «странному неуспеху», а также постановкам четырёх главных чеховских пьес в Московском Художественном театре. И, конечно, в центре внимания оказываются композиционные и содержательные принципы построения пьес А. П. Чехова, не понятые вначале современниками, а ныне названные новаторскими.

Для школьников 9–11 кл. и студентов.

Спектакли в Доме-«комоде»

«Чеховщина»

Весёлый спектакль по ранним рассказам А. П. Чехова в исполнении актёров московского Театра имени Гомера 12+

Продолжительность спектакля — 1 ч. 15 мин.

«Perpetuum mobile»

В новой постановке Театрального центра «Амфитрион» «Perpetuum mobile» объединены рассказы А. П. Чехова «Драма», «Из записок вспыльчивого человека», «Антрепренер под диваном» и фельетоны из цикла «Осколки московской жизни», что он писал для петербургского журнала «Осколки» в 1880-е годы. Перед зрителем предстают характерные для чеховской юмористики и «малой прессы» персонажи и темы на злобу дня. Именно из этих «осколков» постепенно собирается своеобразное зеркало эпохи. А вечным двигателем становятся типологические ситуации, присущие не только прошлым столетиям, но и нашему времени. Меняются фасоны платьев, развивается техника, неизменными остаются свойства человеческого характера и поведенческий язык людей… 16+

Продолжительность спектакля — 1 ч. 05 мин.

«Комод-театр»

«Сон детворы»

Спектакль по рассказу А. П. Чехова «Детвора».

Для школьников 1–5 кл. 6+

«Пёстрые рассказы»

Спектакль по рассказам А. П. Чехова «Пересолил», «Злоумышленник», «Хирургия».

Для школьников 6–9 кл. 12+

«Безумный сердца разговор»

Моноспектакль по произведениям А. С. Пушкина и А. П. Чехова.

Для школьников 10–11 кл. 16+

«Я — актриса?»

Моноспектакль по произведениям А. П. Чехова.

Для школьников 10–11 кл. 16+

Продолжительность спектаклей — 45 мин.