Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  О музее
  3.  Дом-музей А.П. Чехова
  4.  Экскурсии и лекции

Экскурсии, лекции, интерактивные занятия

Дом-музей А. П. Чехова (отдел Государственного литературного музея) проводит обзорные и тематические экскурсии и лекции, охватывающие весь жизненный и творческий путь писателя. Предлагаемая тематика лекций и экскурсий ориентирована на различные возрастные категории учащихся и взрослую аудиторию. Для старшеклассников, студентов и взрослых музей организует выездные лекции.

Экскурсии, лекции, интерактивные занятия проводятся по предварительным заявкам.

Телефоны: 8 495 691-61-54, 8 495 691-38-37
Электронная почта: muzchekhov@gmail.com

Экскурсии

Обзорная экскурсия по музею

Посетителям предоставляется уникальная возможность ощутить неповторимую атмосферу чеховского дома, экспозиция которого рассказывает не только о творческом пути писателя, но и о месте творческого наследия А. П. Чехова в русском и мировом культурном пространстве.

Для всех категорий посетителей.

Обзорная экскурсия по музею на английском языке

По предварительной записи.

Тематические экскурсии

«А. П. Чехов — врач. “Пишу и лечу…”»

Рассказ об университетских годах А. П. Чехова, его особом отношении к выбранной профессии, врачебной практике в Звенигороде, Воскресенске и Мелихове, а также о роли медицины в формировании мировоззрения писателя и его творческого метода.

Для школьников 8–11 кл. и студентов.

«Ванька»

Юные посетители познакомятся с чеховским домом-музеем и его творчеством, а на примере рассказа А. П. Чехова «Ванька», написанного в доме-«комоде» на Садовой-Кудринской, смогут понять, что авторская позиция выражается по-разному, узнают, что такое стиль художественной литературы и просторечия.

Для школьников 5–6 кл.

«Малая пресса Антоши Ч.»

На экскурсии вы получите возможность погрузиться в литературный быт конца XIX века, когда писал рассказы и сценки Человек без селезёнки, Брат моего брата, Гайка № 9 — он же Антоша Ч. — для разнообразных газет и журналов, а также сможете испытать на себе, каково это — быть автором «малой прессы».

Для школьников 9—11 кл., студентов и взрослых посетителей.

«Маленький человек в коротком рассказе»

Цель экскурсии — напомнить об эволюции темы «маленького человека» в русской классической литературе: от Н. М. Карамзина до Ф. М. Достоевского. На экскурсии посетители узнают, чем «маленький человек» А. П. Чехова отличается от «маленького человека» в произведениях его предшественников и современников.

Для школьников 9—11 кл. и студентов.

«А. П. Чехов и русский театр»

Посетители познакомятся с историей создания большинства чеховских пьес, в том числе и одноактных, смогут увидеть их первые журнальные публикации, афиши и узнают подробности о первых постановках в Москве и Петербурге. А в финале увидят фрагмент записи концертного исполнения пьесы «Вишнёвый сад» с участием О. Л. Книппер-Чеховой.

Для школьников 9—11 кл., студентов и взрослых посетителей.

«Как Чехов вышел в гении»

На экскурсии посетители увидят прижизненные издания Чехова разных лет, познакомятся с издателями и редакторами газет и журналов, в которых сотрудничал Антоша Чехонте, а затем Антон Чехов; узнают о том, почему Чехов не хотел отказываться от псевдонима и как стал «марксистом».

Для школьников 9—11 кл., студентов и взрослых посетителей.

«Пушкин в гостях у Чеховых»

А. С. Пушкина и А. П. Чехова называют первым и последним звеньями цепи Золотого века русской литературы. Л. Н. Толстой назвал Чехова Пушкиным в прозе. Понятно, что в «доме-комоде», построенном в 1874 году, Пушкин побывать не мог. Однако в чеховском доме немало предметов, связывающих эти два имени. О Пушкине и его роли в чеховском семействе мы и поговорим на авторской экскурсии.

Для школьников 9—11 кл., студентов и взрослых посетителей.

Интерактивные занятия

«Что такое музей?»

Это занятие — увлекательное путешествие в огромный и многообразный мир музеев. Ребята познакомятся с историей зарождения первых музеев, начиная со времен Древней Греции. Узнают, где и когда появились первые музеи в нашей стране. Примут участие в викторине «Угадай музей». Они научатся ориентироваться на музейной экспозиции, почувствуют себя музейными сотрудниками, попробовав поработать с музейными предметами. В конце занятия ребята дадут свое определение тому, что такое музей и подумают, какая вещь может положить начало их домашнему музею.

Для школьников 1–4 кл.

«Каштанка»

А. П. Чехов обладал удивительной способностью видеть мир глазами своих героев, даже если этот герой — маленькая рыжая собака Каштанка. Во время занятия ребята узнают увлекательную историю создания рассказа, почувствуют себя в роли любимых героев, разыграв одну из сценок, увидят мультфильм. В конце занятия ребята поделятся своим опытом общения с живым миром природы.

Для школьников 1–6 кл.

«Толстый и тонкий»

Занятие построено в форме диалога с аудиторией. В процессе «медленного чтения» рассказа ребята узнают о Петровской табели о рангах, о том, что такое тайный советник, коллежский асессор и столоначальник, какие привилегии давал орден Святого Станислава. Школьникам также будет интересно вспомнить, с какими древнегреческими персонажами, и почему именно с ними Чехов сравнил действующих лиц своего рассказа, который построен по принципу антитезы.

Для школьников 6–8 кл.

«Мальчики»

Цикл рассказов о детях занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. В основе этого занятия рассказ «Мальчики», в котором маленькие герои мечтают совершить увлекательное и опасное путешествие в Америку. Вслед за ними участники утренника по старой карте конца XIX века проложат свой путь на далекий континент. Ребята обратят особое внимание на психологические особенности характеров героев, познакомятся с первоначальным вариантом рассказа и выберут, какой вариант они считают наиболее интересным. В конце занятия мы поговорим о том, о каких путешествиях грезят ребята.

Для школьников 1–6 кл.

Лекции

Творчество А. П. Чехова 1890-х годов. «Ионыч»

«Несравненный художник, художник жизни», Чехов описывал жизнь такой, как она есть. Внимательно относясь к «больным» проблемам своего времени, в своих произведениях писатель отражал эти проблемы не с узко социальной точки зрения, а с общечеловеческой, гуманной позиции. При этом наибольшее авторское внимание уделялось миропониманию героя и его способности противостоять жизненным невзгодам и обывательским стереотипам среды. Именно с такой точки зрения представлен герой (точнее, антигерой) рассказа «Ионыч».

Для школьников 9–11 кл.

«Новаторство Чехова-драматурга»

В ходе лекции рассматриваются первые постановки чеховских пьес «Иванов» и «Леший», написанных в доме на Садовой-Кудринской. Особое внимание уделяется премьере пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра и её «странному неуспеху», а также постановкам четырёх главных чеховских пьес в Московском Художественном театре. И, конечно, в центре внимания оказываются композиционные и содержательные принципы построения пьес А. П. Чехова, не понятые вначале современниками, а ныне названные новаторскими.

Для школьников 9–11 кл. и студентов.

«Путешествие А. П. Чехова на Сахалин и на Восток»

В апреле 1890 года Чехов покинул «дом-комод» на Садовой-Кудринской и отправился в восьмимесячное путешествие, результатом которого стала книга «Остров Сахалин». Причины, побудившие писателя к «бегству» на каторжный остров, процесс подготовки к нему и впечатления Чехова, нашедшие отражение в его письмах, очерках «Из Сибири» и книге «Остров Сахалин», станут основой рассказа.
У слушателей будет возможность увидеть некоторые из фотографий «сахалинской» коллекции, привезённых писателем из путешествия и присланных ему впоследствии. В финале встречи будет показан короткометражный фильм «Антон Чехов. Путешествие на Сахалин» (режиссёр — Анастасия Александрова).

Для школьников 9–11 кл., студентов и взрослых посетителей.

Спектакли в Доме-«комоде»

«Чеховщина»

Весёлый спектакль по ранним рассказам А. П. Чехова на темы женитьбы и семейной жизни в исполнении актёров московского Театра имени Гомера.
Художественный руководитель театра Владислав Костюк.
Режиссёр-постановщик и автор идеи Александра Ершова.
Художник-постановщик и автор костюмов Александра Захарова.
(12+)

«ТЕАТР ЧЕХОВСКОЙ КОМЕДИИ» (ТЧК)

В 2017 году при Доме-музее А. П. Чехова был создан театр, представляющий исключительно произведения писателя и его окружения. Именно в доме на Садовой-Кудринской созданы первые одноактные пьесы: «Медведь», «Предложение», «Лебединая песня (Калхас)», «Трагик поневоле», на основе написанных здесь рассказов позднее появятся «Свадьба» и «Юбилей». Комедиями А. П. Чехов называл первый вариант пьесы «Иванов» и пьесу «Леший» (также написаны в «доме-комоде»), «Чайку» и «Вишнёвый сад».

«Из записок вспыльчивого человека»

В спектакле ТЧК перед зрителем предстают характерные для чеховской юмористики и «малой прессы» персонажи и темы на злобу дня. Именно из этих «осколков» постепенно собирается своеобразное зеркало эпохи.

Меняются фасоны платьев, развивается техника, но неизменными остаются свойства человеческого характера и поведенческий язык людей… Спектакль основан по одноимённому фельетону А. П. Чехова, впервые появившемуся в печати в журнале «Будильник» в 1887 году под псевдонимом «Брат моего брата».

Режиссёр: Александр Власов. Роли исполняют: Мария Букнис, Михаил Полежаев, Дарья Березовская, Лев Невский.
Продолжительность спектакля — 25 мин.
(12+)

«Чайка»

«Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», — так вкратце сам Чехов определил жанр и содержание своей пьесы.

В трагических несовпадениях, несоответствиях любовных пар — парадокс и злая ирония бытия. Это и позволило автору назвать свое произведение комедией. Комедией жизни. Но, может быть, всё это морок колдовского озера? Тёмные грезы и воспаленная фантазия одинокого мечтателя? Реален ли финальный роковой выстрел, звучащий за сценой или это тоже — конечная сцена последнего сочинения молодого автора?

К 120-летию написания пьесы спектакль восстановлен в чеховском доме-музее. Спектакль — лауреат Международного театрального фестиваля «Мелиховская весна» (2013), фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» (2016), обладатель гран-при Областного театрального фестиваля «Долгопрудненская осень» (2015).

Режиссёр: Александр Власов. Роли исполняют: Александр Власов, Елена Игнатьева, Олеся Русинова, Михаил Полежаев, Александр Гундарев, Дарья Березовская, Анастасия Гундарева.

Продолжительность спектакля — 1 час 40 мин.
(12+)

Готовятся к премьере спектакли «Иванов», «Предложение», «Юбилей», «Медведь».

Справки по тел.: 8 (985) 958-04-57, 8 (495) 691-38-37