Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный литературный музей

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  История экспоната

Автопортрет Лермонтова

В экспозиции Дома-музея М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке представлен знаменитый акварельный автопортрет поэта.

Лермонтов изобразил себя на фоне Кавказских гор в форме Нижегородского драгунского полка. Он в бурке, накинутой на куртку с красным воротником, с кавказскими газырями на груди; на кабардинском ремне с серебряным набором — черкесская шашка.

Портрет напоминает и лермонтовское стихотворение:

Он некрасив, он невысок,
Но взор горит, любовь сулит,
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.

Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они,
Лиют без слов язык богов.

Автопортрет Лермонтов подарил в 1838 году Варваре Александровне Лопухиной. О ней в своих воспоминаниях писал троюродный брат Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей: «Будучи студентом, он был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину. Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей».

Варвара Александровна Лопухина (в замужестве Бахметьева) отдала портрет на хранение Александре Михайловне Верещагиной. Еще в период юности поэта в Москве она поощряла занятия Лермонтова поэзией и музыкой, бережно хранила его стихи и рисунки. В ее альбом Лермонтов вписал свои стихотворения. А. М. Верещагина вышла замуж за барона К. Хюгеля и жила в Штутгарте, где она и хранила все, что у нее осталось в память о Лермонтове, в том числе и автопортрет.

Около 80 лет портрет хранился в Хохберге. В 1955 г. его купил профессор М. Винклер, передавший слайд искусствоведу В. Н. Лазареву, а тот передал Н. П. Пахомову, опубликовавшему его в журнале «Огонек» в 1961 году. И вот в 1962 году И. Л. Андроников привез из Германии оригинал портрета в Москву. На нем поэт запечатлел собственное представление о себе, здесь и печаль, и затаенные думы, и трагизм, и душевная мятежность, и доброта.

Сам портрет — одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.